Астрономы оценили вероятность существования других цивилизаций

Астрономы из Рочестерского и Вашингтонского университетов с помощью модифицированного уравнения Дрейка рассчитали вероятность существования жизни во Вселенной, опираясь на новейшие данные о количестве звезд, доле планетных систем среди них, среднему числу планет в обитаемой зоне звезды (условия на поверхности планет, располагающихся в этой зоне, близки к земным), вероятности развития жизни и интеллекта на планете. Расчеты показали, что если вероятность развития технологического вида на планете из обитаемой зоны больше 10-24, то человечество не единственный технологический вид, когда-либо существовавший во Вселенной. Результаты работы доступны в архиве Корнелльского университета.

Уравнение Дрейка позволяет вычислить число существующих в данный момент внеземных цивилизаций, с которыми у человечества есть шанс вступить в контакт. Оно было сформулировано доктором Френсисом Дональдом Дрейком в 1960 году, и с тех пор вокруг этого уравнения постоянно вспыхивают различные дискуссии. Оптимистичные оценки переменных в уравнении Дрейка дают число внеземных цивилизаций в сотни миллионов, а пессимистичные — около нуля. В классическом уравнении Дрейка вероятность возникновения жизни на планете с подходящими условиями обычно принимается за единицу.

Вместо ответа на вопрос «сколько внеземных цивилизаций существует сейчас», авторы данной работы предлагают ответить на «сколько внеземных цивилизаций существовало когда-либо». Подобное упрощение позволяет отказаться от членов уравнения, отвечающих за среднее время жизни развитой цивилизации и «одновременность» существования с нашей цивилизацией. В уравнении A отвечает за число цивилизаций, когда-либо развившихся во Вселенной, N* за общее количество звезд, fp за долю планетных систем, np за число планет в зоне обитаемости, fl за вероятность развития жизни на планете из зоны обитаемости, fi за вероятность развития разумной жизни и ft за вероятность развития цивилизации.

Ученые разделили уравнение на два фактора: хорошо определяемый астрофизический Nast (число планет в обитаемой зоне с учетом всех вероятностей) и «планетарно-социологический» fbt. Второй фактор статистически неизвестен, поскольку на данный момент человечество является единственным известным технологическим видом.

Используя последние данные об экзопланетной статистике, авторы оценили отношение количества когда-либо существовавших технологических видов к астрофизическому множителю, представляющее собой вероятность развития технологического вида на планете из обитаемой зоны. Расчеты показали, что если эта вероятность больше 10-24, то человечество не единственная существовавшая цивилизация. Также согласно этому уравнению, если эта вероятность больше одной шестидесятимиллиардной, то где-то в Млечном Пути должны были существовать другие развитые цивилизации. Стоит еще раз отметить, что авторы не приводят никакой оценки, какое именно значение эта величина принимает на самом деле, они лишь оценивают, сколько цивилизаций существовало когда-либо при каком значении этого параметра.