Астрономы увидели газовый диск возле белого карлика

Астрономы из Уорвикского Университета впервые в подробностях изучили обломочный диск, образовавшийся вокруг белого карлика. По словам авторов он мог образоваться из-за разрушения приливными силами астероида, приблизившегося слишком близко к светилу системы. Белые карлики — конечный итог эволюции многих звезд, поэтому изучение таких объектов позволяет предсказать, переживут ли тела нашей Солнечной системы гибель Солнца. Исследование будет опубликовано в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, а кратко о нем сообщает пресс-релиз Южной Европейской обсерватории.

Авторы работы изучали систему J1228+1040 на протяжении 12 лет с помощью Очень Большого Телескопа (VLT). Благодаря такому длительному сроку удалось увидеть многочисленные неоднородности в диске, раскрывающие его природу. В частности, астрономы использовали метод доплеровской томографии, в котором исследуются смещения линий спектров различных элементов объекта. На их основе удается составить карты скоростей в диске. Такой подход впервые позволил составить детальную карту структуры газообразных остатков разрушенного объекта, обращающихся вокруг белого карлика J1228+1040.

Ученые отмечают, что на данный момент обнаружено лишь семь подобных систем, в которых вокруг центрального белого карлика обращается газовый диск. Астрономы предполагают, что в данном случае его источником мог быть астероид, разрушенный мощной гравитацией вблизи белого карлика. Диаметр J1228+1040 всего в семь раз больше, чем у Сатурна, но, вместе с тем, он тяжелее газового гиганта в 2,5 тысячи раз.

Когда звезда с массой не превышающей несколько солнечных исчерпывает запасы горючего, ее внешние слои начинают расширяться. В результате этого она сначала превращается в красного гиганта, а затем сбрасывает внешнюю оболочку и сжимается до очень плотного объекта — белого карлика. Новое исследование дает подсказку о том, что может произойти с окружающими ее планетами и астероидами, пережившими стадию красного гиганта.