Перспективный гражданский вертолет H120, оснащенный поршневым турбированным двигателем внутреннего сгорания, совершил первый полет. Согласно сообщению европейской компании Airbus Helicopters, разрабатывающей машину, H120 впервые поднялся в воздух 6 ноября 2015 года со взлетной площадки аэропорта «Марсель Прованс» в Мариньяне во Франции. Вертолет провел в воздухе 30 минут. Испытания машины признаны успешными.
На H120 был установлен двигатель внутреннего сгорания типа V8 с двумя блоками цилиндров, в каждом из которых цилиндры расположены под углом 90 градусов друг к другу. Каждый блок оснащен турбокомпрессором. В силовой установке реализована система прямого впрыска топлива типа Common Rail. Она обеспечивает давление впрыска топлива в 1800 бар (1776 атмосфер). Общий объем двигателя составляет 4,6 литра. Эта силовая установка использует для работы обычный авиационный керосин.
Двигатель разрабатывается австрийской компанией Austro Engine, а трансмиссия — французской TEOS Powertrain Engineering. Блоки цилиндров новой силовой установки выточены из алюминия, шатуны — выполнены из титана, а поршни и вкладыши — из стали. В двигателе установлена жидкостная система охлаждения и система смазки с сухим картером. Последняя позволяет эффективно подавать масло в силовую установку даже при маневрировании на больших скоростях.
Ранее сообщалось, что до конца 2015 года Airbus Helicopters планирует провести испытания версии вертолета H120 с дизельным турбированным двигателем. Объем этой силовой установки составляет 4,6 литра. Двигатель оснащен турбокомпрессором. Его мощность составляет один киловатт на 0,8 килограмма массы. Разработкой силовой установки, получившей обозначение AE440, занимается Austro Engine. Масса двигателя составляет 187 килограммов.
Сегодня на вертолеты устанавливаются турбовальные двигатели, являющиеся разновидностью газотурбинных силовых установок. В них газы, образующиеся в результате сгорания топливной смеси, вращают турбину, которая в свою очередь приводит в движение воздушные винты и несколько дополнительных агрегатов. Разработка поршневых двигателей с турбокомпрессорами ведется в рамках европейской программы Clean Sky. Она подразумевает создание семейства экологичных легких пассажирских вертолетов вместимостью до пяти человек.
Он пригодится на Марсе, Луне и ледяных спутниках планет-гигантов
Инженеры разработали концепцию робота для будущих миссий по изучению пещер на Марсе, Луне и ледяных спутниках планет-гигантов. Проект ReachBot описывает устройство с несколькими конечностями, которые способны раскладываться и дотягиваться до удаленных точек, на которых можно закрепиться с помощью захвата с металлическими шипами, сообщается в отчете NASA. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера С тех пор как орбитальные исследовательские аппараты подтвердили существование пещер под поверхностью Марса и Луны, ученые не перестают размышлять над их полноценным исследованием. Помимо ценной информации об истории формирования небесного тела, в пещерах, куда не проникают ультрафиолетовые солнечные лучи и космические заряженные частицы, могли бы сохраниться и следы внеземной жизни. До последнего времени все подвижные роботы, предназначенные для изучения других планет, разрабатывались с расчетом, что они будут передвигаться только по сравнительно ровной поверхности. Поэтому они имеют относительно простое четырех- или шестиколесное шасси, которое устойчиво и не требует много энергии, но, к сожалению, не позволяет передвигаться по крутым каменистым склонам и скалам, и потому не подходит для исследования пещер. Инженеры под руководством Марко Павоне (Marco Pavone) из Стэндфордского университета уже несколько лет работают над многоэтапным проектом ReachBot для NASA, развивающим концепцию робота, способного перемещаться по пещерам и скалам со сложным рельефом, недоступным для других видов роботов при разных уровнях гравитации. Его главная особенность заключается в необычном способе передвижения. Вместо колес или ног у него есть несколько гибких удлиняющихся конечностей, на конце которых располагаются захваты с множеством мелких металлических шипов, которые цепляются за малейшие неровности на каменной поверхности. Аналогичный способ удержания на вертикальных поверхностях применялся в прототипе робота-скалолаза LEMUR, разработанном Лабораторией реактивного движения NASA. За счет металлических шипов робот может удерживать свое положение, распределив свой вес между несколькими конечностями, пока подыскивает следующую точку опоры для одной из них. Ожидается, что ReachBot сможет передвигаться не только по стенам и потолку, но и по полу как обычный ходячий робот. Однако на данной стадии проектирования конкретной конструкции для конечностей еще нет. Разработчики оценили параметры робота для миссии по исследованию марсианской лавовой трубки с высотой от пола до потолка порядка 30 метров. Это должно быть устройство массой около 10 килограмм, с восемью конечностями, способными развертываться до 20 метров в длину, оборудованное камерами и лидаром для навигации и прокладывания маршрута, а также для картографирования окружения. На предыдущих этапах были разработаны алгоритмы движения робота на плоскости, а также построен примитивный прототип ReachBot. В качестве четырех конечностей на нем используются стальные измерительные рулетки, оснащенные механизмом поворота, который позволяет «наводить» их на объект. После чего другой механизм раскручивает рулетку, на конце которой расположен захват с металлическими шипами. Робот умеет определять положение предметов вокруг с помощью визуальных меток, дотягиваться до них конечностями, ухватываться с помощью захватов и подтягивать себя в нужном направлении. В будущем разработчики планируют построить версию, которая способна двигаться в трехмерном пространстве. https://www.youtube.com/watch?v=Q6uvS_19OcA Существуют и другие концепции исследования инопланетных пещер, куда нет доступа колесных роботам. Одна из них предполагает использование нескольких четвероногих роботов Spot Mini. Каждый из членов группы будет отличаться от других, иметь свою роль и помогать другим.