Консорциум европейских компаний до конца ноября 2015 года завершит проектирование спасательной капсулы для гиперзвуковых пассажирских летательных аппаратов, сообщает Aviation Week. Работы ведутся в рамках проекта Hypmoces. Эта капсула после отделения от самолета сможет надувать аэродинамические стабилизаторы, планировать к земле, а затем выпускать парашюты и приземляться. В проекте участвуют испанская компания Deimos Space, итальянская Aviospace, немецкая DLR и французская Onera.
Финансирование проекта составляет 1,1 миллиона долларов. Разработки ведутся в рамках более масштабной программы Европейского космического агентства по созданию суборбитального пассажирского аппарата FAST20XX, который будет способен перевозить до 50 человек из Европы в Австралию менее чем за два часа. Предполагается, что такой аппарат будет разгоняться многоразовой ракетой-носителем SpaceLiner до 12 чисел Маха (14,8 тысячи километров в час), а затем ускоряться собственными двигателями до крейсерских 25 чисел Маха.
Суборбитальный аппарат будет выполнять полеты на высоте около 70 тысяч метров. Согласно предварительному проекту, спасательная капсула будет длиной 17 метров. Масса капсулы оставит 38 тонн. Пассажирский салон будет размещаться прямо в капсуле, которая перед отделением будет надежно герметизироваться. Первый вариант капсулы предусматривает два надувных объема на нижней части, которые после раскрытия будут создавать подъемную силу, выступая в качестве крыльев. Композиционные рули высоты и рыскания будут выдвигаться из капсулы.
Второй вариант спасательной капсулы подразумевает наличие выдвижных небольших консолей крыла. При катапультировании они будут выдвигаться из нижней части спасательной капсулы. По данным участников проекта, первый вариант в настоящее время рассматривается в качестве основного, поскольку регулируя степень надувания объемов, можно будет регулировать аэродинамические характеристики спасательной капсулы в зависимости от скорости.
Для надувания объемов капсулу планируется оснастить независимым газогенератором. После отделения капсулы летчики смогут управлять ей на всем протяжении планирования до раскрытия парашютов. Разработчики не исключают, что технические решения, которые лягут в основу спасательной капсулы, могут быть использованы в различных других проектах. В частности, к нескольким технологиям проявило интерес NASA; они могут быть использованы в аппаратах посадки для грузов, которые будут посылаться на Марс.
Прототип получил сертификат летной годности и готовится к первому полету
Американская компания Boom Supersonic приступила к рулежным испытаниям технологического демонстратора сверхзвукового пассажирского самолета XB-1, который готовится совершить первый полет с аэродрома аэрокосмического центра в пустыне Мохаве. Компания также сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий проведение испытательных полетов. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Американская компания Boom Supersonic занимается разработкой экспериментального самолета-демонстратора XB-1 «Baby Boom» с начала 2010-х. С его помощью она собирается испытать ряд технологий, которые затем будут применены в сверхзвуковом пассажирском самолете Overture, рассчитанном на перевозку от 65 до 80 пассажиров с крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров. XB-1 представляет собой уменьшенную версию пассажирского самолета с двухместной кабиной в масштабе одной трети от размеров Overture. Размах оживального крыла XB-1 составляет 5,2 метра, длина фюзеляжа — 21,6 метра, взлетная масса прототипа — около шести тонн. В конструкции самолета широко используются композитные материалы, а также титан. Расположенные в хвостовой части три двигателя General Electric J85-15 работают на синтетическом топливе и выдают суммарную тягу около 55 килоньютон. Они должны разгонять «Baby Boom» до крейсерской скорости 2,2 Маха. Выкатка полностью собранного прототипа состоялась в 2020 году, а в 2022 начались испытания двигателей. Затем XB-1 перевезли из ангара компании в городе Сентенниал, расположенном в штате Колорадо, в аэрокосмический центр в пустыне Мохаве в штате Калифорния. С момента прибытия в Мохаве самолет начал проходить программу наземных испытаний. В нее включены испытания на рулежных дорожках, которые начались на прошлой неделе. Во время рулежных испытаний XB-1 разгоняется с помощью собственных двигателей, набирает определенную скорость, но не отрывается от земли. Также компания сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности в экспериментальной категории от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий испытательные полеты прототипа. https://www.youtube.com/watch?v=Hg9pHnQ4zTs Первый полет XB-1 должен состояться после завершения всех наземных испытаний. Летчики-испытатели Билл Шумейкер и Тристан Бранденбург готовятся к предстоящему полету, отрабатывая основные операции на тренажере, а также на учебно-тренировочном самолете T-38, который будет сопровождать XB-1 в его первом вылете. Успешный полет XB-1 предоставит ценные данные по различным аспектам, включая аэродинамику, воздействие звукового удара и эффективности использования синтетического топлива. Подробнее о перспективах возрождения сверхзвуковых пассажирских самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».