Синхротрон помог найти кишечник у вымерших иглокожих

Группа ученых из Великобритании, США и Швейцарии с помощью синхротронного излучения впервые обнаружила в ископаемых останках бластоидей наличие кишечника. Результаты работы опубликованы в Biology Letters.

Возраст ископаемого, обнаруженного в Китае, составляет приблизительно 323 миллиона лет. Оно относится к дальним родственникам современных морских ежей и морских звезд и является частью большой группы морских беспозвоночных. Животное принадлежит к классу бластоидей — вымерших беспозвоночных группы иглокожие, которые жили с ордовика (начался около 485 миллионов лет назад) до перми (завершился приблизительно 250 миллионов лет назад). Их длина составляла до 35 сантиметров.

Для изучения останков ученые использовали синхротронную томографию, выполненную на SLS (Swiss Light Source) ускорителе. С помощью полученных данных исследователи произвели трехмерную реконструкцию внутреннего строения ископаемого, в которой оказалась U-образная трубчатая структура, которую авторы интерпретировали как желудочно-кишечный тракт. По словам ученых, у ископаемых этой группы ранее никогда не был обнаружен кишечник.

На основании сравнения кишечника ископаемой бластоидеи и современной морской лилии, являющейся аналогом многих вымерших групп, ученые сумели реконструировать эволюцию и развитие пищеварительной системы иглокожих. В начале эволюции типа произошел переход от прямого кишечника к простому изогнутому. Формирование дополнительных петель желудочно-кишечного тракта, характерных для современных морских лилий, произошло гораздо позже.