Группа антропологов из Университетского колледжа Лондона и Китайской академии наук в Пекине обнаружили, что готовность к сотрудничеству и взаимовыгодной кооперации зависит от уровня дисперсии женщин в том или ином сообществе. Так, представители народов с матрилокальным типом семьи или матрилинеальным способом наследования при условиях гостевого брака оказались менее склонны к кооперации и более эгоистичны в своем поведении, тогда как общины народов с патрилокальными семьями и высокой дисперсией женщин проявили высокую готовность к кооперации и поддержанию общих ресурсов. Работа опубликована в журнале Nature Communications.
Исследователи отобрали 720 испытуемых из 36 близко расположенных деревень на юго-западе Китая. Среди них были представители разных сино-тибетских народов, например, таких как Мосо, Пуми и Хани. Уникальность этого места заключалась в том, что, скажем у народа Мосо существует матрилинеальный способ наследования, гостевой брак (так называемая дуолокальная семья). Иными словами женщина является главой семьи, владеет домом и хозяйством. С ней проживают ее дочери (наследующие затем имущество) и сыновья, тогда как мужья проживают в семьях своих родителей и навещают жен лишь периодически по ночам. Так как родство отсчитывается по материнской линии – женщины имеют множество сексуальных партнеров, а дети зачастую не знают кто их отец. Все женщины практически не покидают родной деревни – рождаются, вступают в брак и умирают там же. Это сообщество с низкой дисперсией женщин.
В то же время у хани можно наблюдать патрилокальный тип семьи, где главой дома является муж. Хани практикуют многоженство и переезд женщин из семьи и дома родителей в место проживания своих мужей. В таких сообществах у женщин меньше сексуальных связей вне брака, а дисперсия женщин максимальна. У народа Пуми можно наблюдать как матрилокальный, так и патрилокальный тип семьи.
Всем испытуемым предложили поиграть в несколько экономических игр. В первой они должны были собрать общий денежный фонд, который затем мог быть использован для каких-либо экстренных нужд любого из участников игры по его просьбе. Представители Мосо жертвовали денег меньше всех, тогда как Хани наоборот вносили значительные суммы.
В другой игре участники эксперимента создавали общий запас чая, откуда все могли брать понемногу. Это вариант классической социальной дилеммы – «Трагедии общинного поля». Какое-либо благо можно сохранить, если все будут им пользоваться умеренно, однако если кто-то будет ставить свои интересы выше других использовать благо бездумно, то оно быстро истощится. И вновь, представители Хани брали чая меньше всех, тогда как Мосу себе в нем совсем не отказывали.
Полный статистический анализ с использованием линейных регрессий также показал, что женщины вообще в целом более эгоистичны (однако фактор принадлежности к народам с матрилинейным браком значительно усиливает этот эффект), тогда как мужчины более склонны к кооперации. Влияния возраста обнаружено не было.
В антропологии существуют две модели. Первая предполагает, что рост кооперации должен наблюдаться в условиях, когда дисперсия в сообществе очень маленькая. Вторая, наоборот, что дисперсия приводит к возникновению устойчивых связей между разными удаленными кланами и ведет к наращиванию сотрудничества, так как в тех кланах могут быть родственники, или женщины из них могут стать потенциальными будущими женами. Полевое исследование антропологов подтвердило правоту второй модели.
Алжирский научный журнал Journal of Fundamental and Applied Sciences отозвал сразу 434 научные статьи из трех номеров журнала — это самый массовый единовременный отзыв статей за время существования популярного блога Retraction Watch, который рассказывает эту историю.