Международный коллектив антропологов датировал ископаемые зубы Homo sapiens, найденные на юге Китая, на территории китайского уезда Даосянь. По словам авторов исследования, они датируются 80-120 тысячами лет, и если эта оценка верна, то исход современного человека с территории Африки произошел как минимум на 30 тысяч лет раньше, чем считалось до сих пор. Исследование опубликовано в Nature.
Объектом исследования стали 47 зубов, найденных во время раскопок в пещере и принадлежащих человеку современного типа. К сожалению, во время раскопок не удалось обнаружить каких-либо орудий труда, а содержание углерода в зубах оказалось слишком мало для надежной радиоизотопной датировки. Поэтому для установления возраста находок авторы исследовали сталагмиты и почвенные отложения в пещере, а также останки диких животных, найденные в тех же слоях, что и зубы сапиенсов.
По совокупности данных ученые пришли к выводу, что возраст ископаемых останков составляет от 80 до 120 тысяч лет. Такой результат не укладывается в наиболее принятую на сегодняшний день модель, согласно которой современный человек покинул территорию Африки 40-60 тысяч лет назад.
Авторы отмечают, что новые данные подкрепляют гипотезу о более раннем исходе из Африки. При этом тот факт, что сапиенсы появились в Европе значительно позже (40-60 тысяч лет назад), ученые объясняют существованием экологического барьера между современным человеком и неандертальцами. Тем не менее, исчезновение последних около 40 тысяч лет назад часто объясняют именно «вытеснением» со стороны H. sapiens.
В чем заключаются особенности азиатского подхода к науке
Концепция «азиатской» науки как обособленного знания появилась благодаря Карлу Марксу и Эдварду Саиду. Первый изобрел азиатский способ производства, а второй написал книгу «Ориентализм», где создал мистический и загадочный флер вокруг восточных обществ. В глазах европейцев Восток предстал едва ли объяснимым с помощью классических моделей западной науки, а азиатский способ получения знания — связанным с мистикой. Сегодня эти представления лишь укрепились благодаря деколониальному повороту, который подталкивает читателя к восприятию азиатской науки как «странной», «таинственной» и даже «мистической». В этом материале N + 1 рассказывает, как синтез технологий, культурных традиций и идеологий порождает отличающуюся от западной, но все-таки вполне понятную картину науки на Востоке.