Выход сапиенсов из Африки сдвинули на десятки тысяч лет

Международный коллектив антропологов датировал ископаемые зубы Homo sapiens, найденные на юге Китая, на территории китайского уезда Даосянь. По словам авторов исследования, они датируются 80-120 тысячами лет, и если эта оценка верна, то исход современного человека с территории Африки произошел как минимум на 30 тысяч лет раньше, чем считалось до сих пор. Исследование опубликовано в Nature.
Объектом исследования стали 47 зубов, найденных во время раскопок в пещере и принадлежащих человеку современного типа. К сожалению, во время раскопок не удалось обнаружить каких-либо орудий труда, а содержание углерода в зубах оказалось слишком мало для надежной радиоизотопной датировки. Поэтому для установления возраста находок авторы исследовали сталагмиты и почвенные отложения в пещере, а также останки диких животных, найденные в тех же слоях, что и зубы сапиенсов.

По совокупности данных ученые пришли к выводу, что возраст ископаемых останков составляет от 80 до 120 тысяч лет. Такой результат не укладывается в наиболее принятую на сегодняшний день модель, согласно которой современный человек покинул территорию Африки 40-60 тысяч лет назад.

Авторы отмечают, что новые данные подкрепляют гипотезу о более раннем исходе из Африки. При этом тот факт, что сапиенсы появились в Европе значительно позже (40-60 тысяч лет назад), ученые объясняют существованием экологического барьера между современным человеком и неандертальцами. Тем не менее, исчезновение последних около 40 тысяч лет назад часто объясняют именно «вытеснением» со стороны H. sapiens.

Элементный состав Земли определило столкновение двух астероидов