Лауреатом Экономической премии имени Альфреда Нобеля в 2015 году стал профессор Принстонского университета Ангус Дитон (Angus Deaton). Премию, учрежденную Банком Швеции, экономист получил «за анализ потребления, бедности и благосостояния». Прямая трансляция объявления лауреата проходит на сайте Нобелевского комитета.
Дитон родился в 1945 году в Эдинбурге. Он занимал преподавательские должности в Кембриджском университете и Университете Бристоля, а затем переехал в США, где стал профессором Школы международных отношений имени Вудро Вильсона в Принстонском университете.
Центральным объектом научного интереса лауреата является анализ потребления домохозяйствами, поиск факторов, влияющих на возникновение и рост бедности. Многие работы Дитона посвящены Индии, прежде всего в сфере обеспечения беднейшего населения медицинской помощью. Длительное время экономист также занимается совершенствованием методов анализа экономических опросников.
Прошлогодняя лекция Дитона о том, как следует определять бедность в разных странах.
В прошлом, 2014 году, лауреатом премии стал французский экономист Жан Тироль с формулировкой «за анализ рыночной власти и ее регулирования». Его работы, отмеченные нобелевским комитетом, касаются регулирования рынков, где доминирует несколько крупных компаний. Также Тироль известен работами по математическому моделированию влияния на рынок понятий коллективной репутации, качества и честности.
В чем заключаются особенности азиатского подхода к науке
Концепция «азиатской» науки как обособленного знания появилась благодаря Карлу Марксу и Эдварду Саиду. Первый изобрел азиатский способ производства, а второй написал книгу «Ориентализм», где создал мистический и загадочный флер вокруг восточных обществ. В глазах европейцев Восток предстал едва ли объяснимым с помощью классических моделей западной науки, а азиатский способ получения знания — связанным с мистикой. Сегодня эти представления лишь укрепились благодаря деколониальному повороту, который подталкивает читателя к восприятию азиатской науки как «странной», «таинственной» и даже «мистической». В этом материале N + 1 рассказывает, как синтез технологий, культурных традиций и идеологий порождает отличающуюся от западной, но все-таки вполне понятную картину науки на Востоке.