Астрономы из Университета Саутгемптона (Великобритания) и Папского Католического Университета (Чили) разработали новый метод определения масс пульсаров — быстро вращающихся нейтронных звезд. Новый подход основан на сбоях в периодичности молодых пульсаров, которые, как показали физики, можно объяснить с точки зрения теории сверхтекучести. Исследование опубликовано в журнале Science Advances, кратко его результаты приводит пресс-релиз университета Саутгемптона.
Авторы работы показали, что частота и интенсивность сбоев в работе молодых пульсаров связана с их массой. Физики сравнивают эту взаимосвязь с размешиванием супа в тарелке: представьте себе, что суп и тарелка могут вращаться, но при этом суп вращается быстрее тарелки. Тогда его движение будет ускорять вращение тарелки. Подобное явление происходит и в пульсаре.
Внутри нейтронных звезд, как считается, существует сверхтекучая материя. По словам ученых, в зависимости от ее количества (а значит и массы) и подвижности вихрей внутри нее, частота сбоев в работе пульсаров будет различаться. Авторы вывели математическую модель, описывающую связь между этими величинами и проверили ее на экспериментальных данных, охватывающих более 45 лет наблюдений пульсаров.
По словам астрономов, новая модель открывает новый класс задач для строящихся радиотелескопов, таких как Square Kilometre Array (SKA, Австралия и ЮАР) и Low Frequency Array(LOFAR, Европа).
Пульсары — быстровращающиеся нейтронные звезды, которые впервые были обнаружены благодаря наблюдениям в радиочастотном диапазоне. Как правило, они обладают очень устойчивой периодичностью сигналов, однако у молодых пульсаров порой наблюдаются сбои. В эти моменты частота сигналов возрастает.
Классическим методом измерения масс звезд является анализ их гравитационных взаимодействий с другими небесными телами. Таким образом измеряются, например, массы компонентов двойных систем и массы экзопланет. Этот подход делает невозможным измерение масс одиночных объектов.
Как развитие технологий позволило нащупать «топологическое решение» загадки шизофрении
Шизофрения — одна из самых загадочных и сложных болезней человека. Уже более ста лет ученые пытаются понять причины ее возникновения и найти ключ к терапии. Пока эти усилия не слишком успешны: до сих пор нет ни препаратов, которые могли ли бы ее по-настоящему лечить, ни даже твердого понимания того, какие молекулярные и клеточные механизмы ведут к ее развитию. О том, как ученые бьются с «загадкой шизофрении» мы уже неоднократно писали: сначала с точки зрения истории психиатрии, затем с позиции классической генетики (читателю, который действительно хочет вникнуть в суть проблемы, будет очень полезно сначала прочитать хотя бы последний текст). На этот раз наш рассказ будет посвящен новым молекулярно-биологическим методам исследования, которые появились в распоряжении ученых буквально в последние несколько лет. Несмотря на сырость методик и предварительность результатов, уже сейчас с их помощью получены важнейшие данные, впервые раскрывающие механизм шизофрении на молекулярном уровне.