«Хаббл» показал развитие развевающейся космической Вуали

Космический телескоп «Хаббл» получил новые снимки туманности Вуаль, представляющей собой остатки сверхновой, взорвавшейся восемь тысяч лет назад. Объект располагается в созвездии Лебедя и находится на расстоянии 2100 световых лет. Размер Вуали примерно составляет 110 световых лет.

Астрономы предполагают, что перед взрывом звезда, породившая туманность, испускала звездный ветер большой интенсивности. Этот ветер сформировал большую полость в окружающем межзвездном газе. Когда же произошел взрыв, вещество, выброшенное звездой столкнулось со стенками этой полости, что и привело к образованию тонких, но очень плотных нитей, наблюдаемых учеными.

На снимке различными цветами выделены разные типы газа. Голубым обозначены границы полости, лишь недавно столкнувшиеся с ударной волной и поэтому еще сохранившие ее форму. Газ, содержащийся в них обладает наибольшей температурой. Зеленые области — вещество, уже давно столкнувшееся с ударной волной и успевшее рассеяться.

Кроме того, на снимке видны несколько красных областей с четко очерченными границами — они соответствуют самой ударной волне. Скорость ее движения составляет почти 2,5 миллиона километров в час. Столкновения в газе, увлеченном ударной волной приводят к возбуждению атомов водорода и заставляет их испускать кванты света.

Впервые «Хаббл» заснял Вуаль в 1997 году. За прошедшие 18 лет туманность успела немного видоизмениться, ударная волна продвинулась вперед, что можно увидеть при детальном осмотре снимков. Новый кадр охватывает лишь небольшую часть объекта, занимающего на небе область в шесть раз большую диаметра Луны.

Кроме Вуали, на небе есть еще несколько известных остатков сверхновых. В частности, Крабовидная туманность, порожденная взрывом сверхновой в 1054 году, сверхновая SN 1572, которую наблюдал еще Тихо Браге и SN 1987A