Международный коллектив ученых создал и опробовал в эксперименте методику для оценки умственных способностей птиц. По мнению исследователей, новые данные говорят о том, что у пернатых существует фактор общего интеллекта, определяющий успешность выполнения ими различных заданий, аналогично тому, как это происходит, например, у приматов и грызунов. Исследование опубликовано в Animal Behaviour.
Авторы изучали способность 20 новозеландских петроик (Petroica longipes) к выполнению шести различных заданий. Во всех случаях птице требовалось отыскать угощение (мучного червя) в кормушке, состоящей из нескольких отсеков.
В первом задании птицы учились открывать отсеки кормушки, переворачивая крышки, в дальнейших тестах проверялось умение петроик запоминать и различать цвета, символы, а также пространственное расположение отсеков, в которых лежало угощение.
Среди птиц наблюдался очень большой разброс по показателям. Например, на тест с переворачиванием крышек петроикам отводилось 3 минуты, чтобы достать трех червей. Для успешного выполнения задания птицам было необходимо повторить упражнение минимум 6 раз подряд. Оказалось, что 4 из 20 птиц прошли этот тест за минимальное число попыток, а одной из них потребовалось значительно больше «подходов» — 18. В среднем животные справлялись за 13 попыток.
В целом авторы наблюдали слабую положительную корреляцию между показателями петроик во всех шести тестах. Главная компонента матрицы корреляций описывала 34 процента дисперсии результатов, — эта оценка в психологии обычно носит название g-фактор или фактор общего интеллекта. Концепция g-фактора достаточно распространена однако принимается далеко не всеми исследователями. Ранее уже публиковались работы, согласно которым действия приматов и грызунов также определяются этим фактором, лежащим в пределе 47-60 процентов. Однако для птиц подобные результаты получены впервые.
В чем заключаются особенности азиатского подхода к науке
Концепция «азиатской» науки как обособленного знания появилась благодаря Карлу Марксу и Эдварду Саиду. Первый изобрел азиатский способ производства, а второй написал книгу «Ориентализм», где создал мистический и загадочный флер вокруг восточных обществ. В глазах европейцев Восток предстал едва ли объяснимым с помощью классических моделей западной науки, а азиатский способ получения знания — связанным с мистикой. Сегодня эти представления лишь укрепились благодаря деколониальному повороту, который подталкивает читателя к восприятию азиатской науки как «странной», «таинственной» и даже «мистической». В этом материале N + 1 рассказывает, как синтез технологий, культурных традиций и идеологий порождает отличающуюся от западной, но все-таки вполне понятную картину науки на Востоке.