«Шатание» Энцелада указало на глобальность его океана

Астрофизики из Корнелльского Университета провели высокоточные измерения колебаний положения Энцелада при вращении вокруг Сатурна. Оказалось, что описать существующие «покачивания», или, как их еще называют, либрации, можно лишь предположив, что внешняя поверхность планеты не жестко связана с ядром, иначе говоря, что на луне существует глобальный океан. Исследование опубликовано в журнале Icarus, кратко с его результатами можно ознакомиться на сайте лаборатории реактивного движения NASA.

Для того, чтобы зафиксировать малейшие колебания положения луны Сатурна, авторы работы провели анализ снимков Энцелада за семь лет его наблюдений аппаратом «Кассини», начиная с 2004 года. На каждом из снимков ученые отмечали положение различных деталей поверхности (в основном, кратеров), а затем анализировали его, чтобы с высокой точностью определить как меняется характер вращения спутника. В результате удалось установить, что у Энцелада, имеющего слегка вытянутую форму, наблюдается легкое «покачивание» при движении по орбите.

Ученые попытались сопоставить такое движение луны с различными моделями его внутреннего устройства. Оказалось, что если бы поверхность Энцелада была «приморожена» к ядру, то амплитуда этих «покачиваний» была бы гораздо меньше, чем наблюдаемая. Это означает, что на спутнике существует жидкая прослойка, по всей видимости, представляющая собой глобальный, охватывающий всю поверхность, океан.

Ранее исследования указывали на наличие большого моря под южным полюсом Энцелада. Дополнительные исследования гравитации спутника позволили сделать предположение о том, что этот резервуар может оказаться глобальным океаном. Новая работа — независимое подтверждение этой гипотезы.

Энцелад — шестой по размеру спутник Сатурна, его диаметр составляет около 500 километров, в семь раз меньше Луны. Одной из его отличительных особенностей является геологическая активность. В частности, в 2005 году на нем были найдены водяные гейзеры, бьющих на высоту до 250 километров. 28 октября 2015 года ожидается самое тесное за всю историю наблюдений сближение «Кассини» с шлейфами гейзеров — аппарат пролетит в 49 километрах над поверхностью планеты чтобы взять ряд проб.

В России сегодня отмечают День науки, но тех, кого нужно поздравлять с этим праздником, все меньше и меньше — с 2000 года занятых в науке стало меньше почти на 180 тысяч человек, и сегодня исследованиями и разработками в стране занимаются чуть более 700 тысяч человек. Последние годы затраты на науку в России оставались на уровне 1—1,1 процента ВВП. Это существенно меньше, чем расходы других развитых стран, скажем, Израиль тратит на науку 4,3 процента ВВП, Германия — 2,9 процента, США — 2,7 процента.Мы предлагаем вам попробовать себя в роли доброго (или злого) волшебника: выберите, какую долю ВВП России вы согласны потратить на науку, и наш калькулятор предскажет, сколько в этом случае будет ученых в нашей стране. А если вы хотите узнать, как это делают социологи, читайте этот блог.