Томография рассказала историю мумифицированной хищной птицы

Международный коллектив ученых впервые представил свидетельства того, что в Древнем Египте практиковалось разведение в неволе хищных птиц для жертвоприношений богам. Исследование опубликовано в Journal of Archaeological Science.
При помощи компьютерной томографии авторы обнаружили в желудке мумифицированной пустельги полупереваренного воробья, а также кости и зубы нескольких мышей. Необычным оказалось то, что хвост «последней» мыши находился в пищеводе, так как в желудок попросту не поместился.
Ученые сделали вывод, что животное погибло от удушья вследствие переедания. Подобные случаи характерны как для диких птиц, так и для многих животных, которых египтяне выращивали в качестве будущих жертвоприношений.

По мнению авторов, их находка является первым известным примером мумифицированной пустельги, погибшей от переедания. Несмотря на то, что подобные мумии встречаются очень часто во время раскопок, чаще всего этих птиц убивали, сворачивая шею. Переедание как причину смерти ученые полагают веским аргументом в пользу версии о разведении этих птиц в неволе.

В Древнем Египте выращивание животных для жертвоприношений было особенно развито в период с 600 года до нашей эры до 250 года нашей эры. Согласно наиболее распространенной версии, такая традиция была направлена на укрепление национального духа после череды вторжений и восстаний. Жертвенных животных не стоит путать со священными (например, котами), так как первых специально убивали, тогда как вторые проживали долгую и спокойную жизнь.

Чередование эгоизма и кооперации в природе сравнили с поведением спинов атомов

Кристофер Адами и Аренд Хинтце из университета штата Мичиган предложили математическую модель возникновения механизмов кооперации в биологических популяциях. Она основана на принципах взаимодействия атомов и смене их спинов в модели Изинга, описывающей намагничивание веществ. Статью под названием «Термодинамика эволюционных игр» можно увидеть на ArXiv.org. Заметку о ней также можно прочитать на сайте MIT Technology Review.