Генетики разобрались в запутанном прошлом домашних свиней

Генетики и специалисты по биоинформатике из Вагенингенского университета (Нидерланды) установили, что процесс одомашнивания свиней (Suidae) был более длительным, сложным и многоэтапным, чем считалось ранее. Ученые опровергли линейную модель селекции, осуществляемой одной или несколькими группами древних людей, с целью отбора ряда желаемых признаков, наблюдающихся у современных домашних свиней. Оказалось, что одомашнивание носило скорее «сетевой» характер, происходил постоянный обмен генами с разными, в том числе вымершими, видами диких кабанов, а также взаимное скрещивание с домашними свиньями из других регионов. Работа опубликована в журнале Nature Genetics.

Генетики секвенировали полные геномы 103 видов современных диких кабанов и домашних свиней из Европы и Азии, а также использовали информацию о геномах еще 600 представителей семейства Suidae (включая некоторые уже вымершие виды), собранных в ходе других исследований (к сожалению, не всегда полные). После чего все собранные данные были подвергнуты сложному компьютерному анализу.

Выяснилось, что ранее обоснованная зооархеологами гипотеза об одомашнивании свиней 9000 лет назад в двух местах одновременно действительно справедлива. Оно впервые произошло в долине реки Меконг на территории нынешнего Китая, а затем в Анатолии (регионе Малой Азии – современной территории Турции, между Черным, Средиземным и Эгейским морями). Более того, первые домашние свиньи были завезены в Европу именно из Анатолии около 7500 лет назад.

Зооархеологи изучают останки животных, обнаруженные во время раскопок древних человеческих стоянок, поселений и городищ. Их главная цель – определить рацион питания людей разных культур и исторических эпох. Например, каких животных употребляли в пищу, и в каких количествах. Где и как их добывали. Использовалось ли животноводство, и если да, то насколько было развито. Для каких целей помимо питания могли использоваться какие-либо животные (транспорт, ритуалы и т.д.). Одним из ведущих методов современной зооархеологии стал анализ ДНК.

Однако дальнейший анализ показал, что спустя несколько тысяч лет европейские свиньи полностью утратили митохондриальную ДНК, унаследованную от анатолийских предков. Зато приобрели гаплотипы митохондриальной ДНК, характерные для европейских диких кабанов. Это может быть свидетельством либо скрещивания одомашненных свиней с дикими во время выпасов и перегонов, либо параллельного процесса одомашнивания диких европейских кабанов, и последующего их скрещивания с анатолийскими свиньями для увеличения размера или количества мяса у последних. Более того, около 2500 лет назад европейские свиньи вытеснили своих далеких предков и из самой Анатолии.

Детальный анализ генома современных домашних свиней также показал, что он содержит генетический материал от нескольких разных видов диких кабанов, включая уже вымершие или обитавшие в удаленных регионах центральной Евразии. Этот факт (как и вытеснение анатолийских свиней) свидетельствует - о том, что, возможно, в древние времена стада свиней во время выпасов проходили очень длинные маршруты, по ходу которых происходило непрерывное скрещивание с дикими и некоторыми домашними сородичами. Либо же одомашнивание происходило во многих местах одновременно – так называемых «островах или очагах доместикации», а затем происходило как целенаправленное скрещивание с завезенными из других «островов» свиньями, так и случайное с дикими кабанами. Тем не менее, благодаря направленным на отбор усилиям людей, необходимые гены, определяющие такие черты как послушность, размер, высокий объем мяса и жира, не «вымывались» из популяции.

Это подтверждается более поздними генетическим «вливанием» – после 1800 года европейцы импортировали китайских свиней, развивавшихся совершенно независимо до этого времени, и скрещивали с европейскими. Это также оставило небольшой «генетический» след в геномах современных европейских домашних свиней.