Астрономы объяснили механизм возникновения самого изменчивого из колец Сатурна

Астрономы из Университета Кобе (Япония) предложили новое объяснение происхождению F-кольца Сатурна — самого активного из колец Солнечной системы. По словам авторов, оно могло оказаться результатом столкновения двух объектов под некоторым углом, лишь частично их разрушившим. Исследование опубликовано в журнале Nature Geoscience.

Авторы работы провели компьютерное моделирование столкновения двух тел, обращающихся вокруг Сатурна. Оказалось, что если предположить, что исходные тела обладали плотными ядрами, то они, столкнувшись под углом, могли породить три кольца частиц — одно между орбитами тел и два по внешним краям. Поскольку внешние кольца не были стабилизированы «спутниками-пастухами», то в результате эволюции системы они рассеялись, оставив лишь тонкое дискретное кольцо между телами.

Модель авторов предполагает, что в дальнейшем будет происходить слипание частиц внутри кольца, а также их осаждение на окружающие его спутники. В результате тонкое кольцо даст жизнь новым лунам, или же станет частью уже существовавших небесных тел. Гипотеза авторов предполагает, что такие циклы образования тонких колец и, затем, спутников, могли происходить в системе Сатурна уже много раз, за время его существования. Возможно, F-кольцо — результат последнего из таких циклов у Сатурна. Кроме него, в Солнечной системе есть еще одно похожий объект — ε-кольцо Урана.

F-кольцо находится в 140 тысячах километров от центра Сатурна и является самым внешним из дискретных колец планеты. Его ширина в среднем составляет около 100 километров. Снимки, переданные аппаратом «Кассини», позволили обнаружить, что оно представляет собой крайне активную структуру, форма которой меняется за время порядка часов. Среди возможных причин этого явления ученые рассматривают гравитационные воздействия Прометея — спутника Сатурна, обращающегося вблизи F-кольца.

В России сегодня отмечают День науки, но тех, кого нужно поздравлять с этим праздником, все меньше и меньше — с 2000 года занятых в науке стало меньше почти на 180 тысяч человек, и сегодня исследованиями и разработками в стране занимаются чуть более 700 тысяч человек. Последние годы затраты на науку в России оставались на уровне 1—1,1 процента ВВП. Это существенно меньше, чем расходы других развитых стран, скажем, Израиль тратит на науку 4,3 процента ВВП, Германия — 2,9 процента, США — 2,7 процента.Мы предлагаем вам попробовать себя в роли доброго (или злого) волшебника: выберите, какую долю ВВП России вы согласны потратить на науку, и наш калькулятор предскажет, сколько в этом случае будет ученых в нашей стране. А если вы хотите узнать, как это делают социологи, читайте этот блог.