Лингвисты рассказали об универсальном звуковом коде языка

Кхал Дрого в сериале «Игра престолов» говорил на вымышленном дотракийском языке, чья фонетика и интонации должны были показать свирепый нрав и суровую жизнь дотракийцев.

Кадр: Game of Thrones / HBO

Группа специалистов в области когнитивных исследований из Висконсинского университета в Мадисоне обнаружила новые аргументы в пользу того, что для обозначения фундаментальных свойств и отношений окружающего мира люди могу использовать универсальный (не зависящий от языка) звуковой код. Например, для выражения понятия «верх» люди обычно используют более высокие и громкие звуки, тогда как для «низ» – тихие и  низкие. Работа опубликована в журнале Royal Society Open Science.

Ученые предложили 18 студентам поучаствовать в игровом эксперименте. 9 из них должны были за ограниченное время придумать вымышленные слова для обозначения таких базовых свойств и отношений реального мира как «хорошо», «плохо», «верх», «низ», «больше», «меньше», «быстро», «медленно», «близко», «далеко», «мало», «много», «длинный», «короткий», «шероховатый», «гладкий», «привлекательный», «отвратительный».

Затем, они должны были в случайном порядке, определяемом экспериментатором, назвать 12  вымышленных слов (6 пар антонимов) своим партнерам, а те, в свою очередь, догадаться – какое свойство обозначает то или иное слово. При этом три пары загадываемых антонимов из девяти возможных были известны обоим участникам игровой пары, тогда как о трех других отгадывающий не был осведомлен. На поиск ответа у второго игрока было всего 10 секунд. Загадывающему было запрещено  использовать какие-либо жесты или мимику, и единственным способом помочь партнеру оставались только различные варианты вокализации или игры интонацией во время произнесения слова.

Выяснилось, что в 82,2 процентах случаев студенты успешно опознавали загаданное слово. Анализ материалов эксперимента показал, что хотя вымышленные слова у всех студентов были различны, тем не менее, почти все они использовали набор универсальных звуковых характеристик, сходных для определенных свойств. Например, понятие «быстро» всегда обозначалось коротким, отрывистым словом с высокими звуками, а «медленно» — протяженным словом с низкими звуками. Для «гладкого» всегда использовалось слово с преобладанием гармоничности, в то время как для «шероховатого» – с противоположной характеристикой – шумом, и т.д. Такие отношения подобия между знаком (словом) и объектом (свойством) на которое оно указывает, называются иконичностью (от др.-греч. eikon – «образ», «копия»). Типичный пример иконического знака – рисунок какого-либо предмета, даже очень схематизированный (например, силуэты мужчины и женщины из кружков и разнонаправленных треугольников).

Всего в универсальный звуковой код в рамках эксперимента входило пять главных характеристик: продолжительность звучания слова, интенсивность, высота звуков, динамика изменения высоты и соотношение гармоничности/шума. В каждой паре антонимов как минимум одна такая характеристика сменялась на противоположную, а 57 процентов слов имели определенный уникальный звуковой паттерн, воспроизводимый всеми испытуемыми.

Повтор эксперимента на большой выборке с прослушиванием аудиозаписей вымышленных слов испытуемыми на вебсайте дал менее впечатляющие результаты отгадывания – всего 35,6 процентов.

Ранее другая группа ученых обнаружила на материале множества языков сходные звукосемантические зависимости, названные эффектом «кики-буба». Исследователи установили, что для обозначения круглых предметов чаще используются гласные заднего ряда (в русском языке это о и у), а для острых – переднего ряда (и). 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.