Астрономы нашли самую маленькую сверхмассивную черную дыру

Астрономы из Университетов Принстона и Мичигана обнаружили самого маленького представителя класса сверхмассивных черных дыр. Его масса всего в 50 тысяч раз больше массы Солнца. Препринт статьи доступен на сайте arXiv.org, кратко о находке сообщает обсерватория «Чандра».

Ученые обнаружили черную дыру благодаря наблюдениям в видимом и рентгеновском диапазонах за галактикой RGG 118. Собрать данные удалось с помощью телескопа Клэя (Чили) и космической обсерватории «Чандра». Авторы изучали скорость вращения звезд и холодного газа вокруг центра галактики — эти данные позволили определить массу центральной черной дыры.

Оказалось, что она составляет примерно 50 тысяч масс Солнца — эта величина в два раза меньше, чем у предыдущего обладателя этого титула и в 100 раз меньше, чем масса черной дыры в центре Млечного пути. Если сравнить объект в центре RGG 118 с самыми большими черными дырами, то разница в массе будет более чем в 200 тысяч раз.

Несмотря на небольшую массу, поведение обнаруженной черной дыры очень похоже на таковое у обычных сверхмассивных собратьев. Например, существует взаимосвязь между скоростью вращения звезд и массой центральной черной дыры — центр RGG 118 удовлетворяет ей с высокой точностью. Давление ее излучения, направленное от дыры, составляет около одного процента от ее гравитационных сил, что, по словам авторов, указывает на одинаковый эволюционный путь объектов вне зависимости от их масс.

По предположениям астрономов, сверхмассивные черные дыры располагаются в центрах галактик, однако механизм их возникновения пока не изучен. Обнаруженный «карлик» может пролить свет на вопрос эволюции сверхмассивных черных дыр.

В России сегодня отмечают День науки, но тех, кого нужно поздравлять с этим праздником, все меньше и меньше — с 2000 года занятых в науке стало меньше почти на 180 тысяч человек, и сегодня исследованиями и разработками в стране занимаются чуть более 700 тысяч человек. Последние годы затраты на науку в России оставались на уровне 1—1,1 процента ВВП. Это существенно меньше, чем расходы других развитых стран, скажем, Израиль тратит на науку 4,3 процента ВВП, Германия — 2,9 процента, США — 2,7 процента.Мы предлагаем вам попробовать себя в роли доброго (или злого) волшебника: выберите, какую долю ВВП России вы согласны потратить на науку, и наш калькулятор предскажет, сколько в этом случае будет ученых в нашей стране. А если вы хотите узнать, как это делают социологи, читайте этот блог.