Хищные динозавры оказались обладателями серрейторных зубов

Группа палеонтологов из Университета Торонто Миссиссога обнаружила, что зубы всех теропод (Theropoda) – хищных, перемещавшихся на двух задних лапах динозавров (например, тираннозавров), имели особую изогнутую и зазубренную форму по краям. Причем такая структура появлялась у зубов еще до того момента, как они прорезались из десен. Работа опубликована в журнале Scientific Reports.

Ученые проанализировали множество тонких срезов эмали и дентина, взятых как из полностью сформировавшихся, так и еще не прорезавшихся молодых зубов динозавров. Образцы  тканей зубов были взяты у восьми разных видов теропод, а также некоторых видов вымерших акул и ныне живущего комодского варана. Все срезы были изучены с помощью сканирующего электронного микроскопа и синхротрона.

Выяснилось, что зубы всех этих видов животных обладали зифодонтией – наличием углублений и мелких острых зубчиков по краям зубов. Впервые она появилась у живших в пермский период диметродонов (Dimetrodon), а наиболее совершенной структуры, как показал новая работа, достигла у тираннозавров (Tyrannosauroidea). Дополнительный спектроскопический анализ химического состава тканей зубов тираннозавров показал, что они были достаточно крепки и могли поддерживать такую форму на протяжении всей жизни. А при исследовании образцов еще не прорезавшихся зубов обнаружилось, что подобную структуру они приобретают еще до окончательного созревания.

Ранее ученые полагали, что обилие складок в зубной эмали и дентине теропод, которые в итоге и формируют множество мелких зубчиков, необходимо для сохранения целостности зуба при больших нагрузках. Однако так как зифодонтия не была обнаружена у некоторых редких видов растительноядных теропод, то, по мнению авторов исследования, эти «зубы поверх зубов» были особой адаптацией именно хищных теропод. Они представляли совершенное оружие для удержания жертвы и разрывания ее плоти.