Гигантскую черную дыру застали за разрывом звезды

Группа астрономов под руководством Андреа Мерлони (Институт Макса Планка) сообщает о наблюдении самой крупной черной дыры, вовлеченной в процесс разрыва звезды приливными силами. Масса гигантского объекта составляет более 100 миллионов масс Солнца. Исследование опубликовано в журнале  Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Авторы проводили исследование архивных данных, собирая информацию для миссии будущего рентгеновского космического телескопа eRosita — совместного германско-российского проекта. Среди данных Слоуновского цифрового небесного обзора ученые обнаружили необычный объект под кодовым названием SDSS J0159+0033. Его спектр претерпел значительные изменения всего за 10 лет — очень небольшой для астрономии срок — превратившись из спектра квазара в спектр обычной галактики.

По счастливой случайности, снимки той же области неба были сделаны в тот же период рентгеновскими космическими обсерваториями «Чандра» и XMM-Newton, что дало возможность ученым разобраться в причинах произошедшего изменения. По словам астрономов, интенсивное излучение, наблюдавшееся в 2000 году, являлось следствием приливного разрыва звезды, вращавшейся вокруг центральной черной дыры галактики и подошедшей к ней слишком близко. Светило не выдержало мощного притяжения и было поглощено, породив мощную вспышку, энергия которой сравнима со свечением всех звезд галактики на протяжении нескольких месяцев.

Авторы работы указывают, что это самое крупное подобное событие из наблюдавшихся ранее. Вспышки от приливных разрывов звезд наблюдались всего двадцать раз за историю человечества. Кроме того, новое исследование позволило узнать о «диете» черной дыры — последние десятки тысяч лет она поглощала исключительно межзвездный газ.

SDSS J0159+0033 был обнаружен в прошлом году независимо двумя группами ученых. Первой сообщение об объекте опубликовала группа Стефании Ла Масса (Йельский центр астрономии и астрофизики), указав на необычную природу черной дыры в центре галактики, однако лишь новая работа группы Мерлони дала ответ на вопрос, с чем же была связана интенсивная вспышка.

Science и Nature запретили указывать ChatGPT в качестве автора научных статей