Ученые выбрали место для самого большого гамма-телескопа в мире

Совет ресурсов Массива Черенковских Телескопов проведут переговоры с Южной Европейской Обсерваторией и Канарским институтом астрофизики о размещении планируемого гамма-телескопа одновременно в Паранале (Чили) и на островах Ла Пальма (Испания). Об этом сообщает официальный сайт организации.

Массив Черенковских Телескопов (CTA, Cherenkov Telescope Array) станет самым большим и чувствительным гамма-телескопом в мире. Он будет размещен в северном и южном полушарии, обеспечивая охват большой площади неба. Планируется установить около двадцати телескопов на Канарских островах и около ста — в пустыне Атакама.

Гамма-излучение, на поиск которого ориентирован будущий телескоп, представляет собой поток чрезвычайно высокоэнергетичных фотонов — их энергии в десятки миллиардов и триллионов раз превышают энергии квантов видимого света. Такие частицы рождаются при масштабных космических событиях, подобных взрывам сверхновых, а также при столкновениях нейтронных звезд и/или черных дыр, при взаимодействии вещества с активными ядрами галактик. Изучение причин гамма-всплесков — один из самых актуальных вопросов в астрофизике.

Наземные гамма-телескопы не способны обнаруживать высокоэнергетическое излучение напрямую, оно полностью поглощается атмосферой нашей планеты. Однако это поглощение не проходит бесследно — энергия, рассеянная от гамма-квантов, передается различным частицам и заставляет их двигаться со скоростью, превышающей скорость света в воздухе (при нормальных условиях она меньше скорости света в вакууме на 0,03 процента). Подобно сверхзвуковому движению, это приводит к образованию тормозного черенковского излучения, выглядящего как слабое голубое свечение, которое и фиксируется телескопами.

Как полагают исследователи, новый телескоп поможет не только в изучении классических объектов, но и в поиске темной материи. Предел энергий частиц, обнаруживаемых Массивом Черенковских Телескопов близок к 100 тераэлектронвольтам. По современным оценкам, такой энергией могут обладать фотоны, образующиеся при распаде или аннигиляции WIMP — гипотетических слабовзаимодействующих массивных частиц, кандидатов на роль темной материи.

На данный момент крупнейшим гамма-телескопом данного типа является система HESS II, собирающая излучение атмосферы с площади 614 квадратных метров. Он представляет собой четыре телескопа с диаметром зеркала 12 метров и один 28-метровый.

Детали устройства Массива Черенковских Телескопов не раскрываются, однако, согласно информации на сайте, он будет состоять из трех видов телескопов — нескольких 24-метровых для низких энергий, нескольких 10-12-метровых  для для энергий от 100 до 1000 гигаэлектронвольт и большого количества 4-6-метровых телескопов для обнаружения частиц с энергиями выше 10 тераэлектронвольт.

Ожидается, что строительство начнется в середине 2016 года, а первый свет гамма-телескоп увидит в начале 2020-х годов.

Автопилот обогнал чемпионов дрон-рейсинга