У двойника Солнца нашли двойника Юпитера

Астрономы при помощи 3,6-метрового телескопа Южной Европейской Обсерватории обнаружили признаки существования экзопланеты, по всем своим характеристикам являющейся ближайшим аналогом Юпитера. Примечательно, что планета обращается вокруг звезды солнечного типа, HIP 11915. Об этом сообщает пресс-релиз обсерватории, статья выйдет в журнале  Astronomy and Astrophysics.

Открытие было сделано с помощью высокоточного спектрометра HARPS, установленного на телескопе в Ла Силья. Устройство зафиксировало небольшие смещения звезды, которые, вероятно, связаны с силой тяготения газового гиганта, обращающегося вокруг нее. Диаметр расчетной орбиты планеты оказался очень близок к орбите Юпитера. Однако ее наклон, к сожалению, определить не удалось, поэтому астрономы смогли сделать лишь нижнюю оценку массы планеты — она тоже сопоставима с массой самой большой планеты Солнечной системы.

Ученые допускают, что обнаруженные ими смещения HIP 11915 могут быть вызваны вариациями магнитного поля. Для того чтобы опровергнуть такое объяснение авторы провели все известные тесты, но все равно полностью исключить вероятность ошибки нельзя.

Исследования, подобные миссии «Кеплера», обнаружили уже много экзопланет-газовых гигантов с массой порядка Юпитера. Новая работа интересна тем, что исследованная авторами система очень близка к Солнечной — кроме параметров орбиты планеты и самого небесного тела звезда, около которой находится экзопланета, очень похожа на Солнце — и возрастом, и массой, и спектральными характеристиками. В такой системе вполне вполне возможно существование планеты, подобной Земле.

Современные исследования показывают, что гравитация Юпитера могла оказать очень большое влияние на развитие Солнечной системы. В частности, существует предположение, что в ходе своей эволюции он мог перемещаться сначала ближе к Солнцу, а затем обратно на свою текущую орбиту. Эти движения привели к необратимым изменениям среди внутренних планет, позволившим образоваться Земле.