Астрономы увидели водородные нити на крыльях туманности-бабочки

Изображение NGC 2346 в инфракрасном спектре, полученное телескопом «Гемини»

Изображение: National Optical Astronomy Observatory

Астрономы из Национальной оптической астрономической обсерватории получили самое подробное на данный момент изображение биполярной планетарной туманности NGC 2346. Разрешение полученного изображение превысило даже снимки космического телескопа «Хаббл» и позволило провести компьютерное моделирование развития системы. Работа опубликована в Astrophysical Journal (препринт), кратко ознакомиться с ней можно в пресс-релизе обсерватории.

Получить столь четкое изображение удалось во время тестирования новой системы адаптивной оптики, установленной на восьмиметровом телескопе «Гемини». Эта система позволяет в режиме реального времени корректировать форму главного зеркала телескопа для нивелирования искажений, вносимых движением атмосферы. Благодаря ей ученым удалось обнаружить отдельные детали, размером с нашу Солнечную систему при общем размере туманности в треть светового года.

В частности, стали ясно видны нити водорода, которые не удавалось увидеть ранее ни одним из космических и наземных телескопов. Наличие этих нитей подтверждает гипотезу, высказанную авторами работы о механизме возникновения туманности. Согласно этой гипотезе, туманность образовалась в результате разрыва пузыря горячего газа, окружавшего центральную звезду.

Авторы работы смоделировали взрыв, получив предсказание о том, как будет развиваться туманность в первые 9000 лет с ее образования.

NGC 2346 — финальная фаза жизненного цикла двойной звезды, каждый из компонентов которой имел массу вдвое превышавшую солнечную. Когда более массивная из них выгорела изнутри, она превратилась в красного гиганта, который потом сбросил свою оболочку, оставив после себя белого карлика с массой от 0,3 до 0,7 солнечных. Считается, что форму биполярной туманности определила оставшаяся звездная пара, вращающаяся с периодом в 16 дней на расстоянии менее 60 миллионов километров друг от друга.