Швейцарская почтовая служба Swiss Post и транспортная компания Swiss WorldCargo совместно с производителем беспилотников Matternet начали испытания системы доставки посылок при помощи дронов. Согласно сообщению Swiss Post, испытания будут проводиться на протяжении июля 2015 года. По их результатам будет приниматься решение о внедрении системы и разработке регламента нового способа доставки посылок. При этом служба уже объявила, что в ближайшие пять лет широкого распространения услуги ожидать не стоит.
Для пробной перевозки посылок Swiss Post решила использовать беспилотники Matternet ONE. Эти квадрокоптеры были спроектированы специально для транспортировки небольших и не очень тяжелых грузов. Matternet ONE могут нести груз массой до килограмма, а дальность их полета на одном заряде батареи составляет около двадцати километров (по данным производителя; Swiss Post пишет о десяти километрах, вероятно учитывая необходимость возврата аппарата).
Управление беспилотником осуществляется при помощи специального приложения для смартфона или планшета, причем оно сводится только к указанию начальной и конечной точек полета. После взлета Matternet ONE летит к точке назначения в полностью автономном режиме на высоте 100-150 метров. Причем аппарат способен самостоятельно огибать высокие здания или зоны, закрытые для полетов. Для перевозки грузов Matternet ONE оборудован специальным контейнером. На случай отказа электроники или моторов дрон оснащен парашютом.
По предварительной оценке Swiss Post, беспилотники скорее всего не будут использоваться для перевозки обычных посылок и грузов. Они будут полезны для доставки продуктов питания или медикаментов в зоны, недоступные для обычного транспорта, например, отрезанные в результате стихийного бедствия. Кроме того, беспилотные летательные аппараты можно будет использовать для перевозки высокоприоритетных грузов, например, медицинских анализов.
Ранее американская компания Amazon объявила о намерении развивать сервис доставки заказов клиентам при помощи дронов. Благодаря такой услуги на доставку покупки уходило бы всего полчаса. Испытания сервиса состоялись в 2013 году, однако дальнейшего развития проекта не получилось. Дело в том, что в США действуют ограничения Федерального управления гражданской авиации, согласно которым малый гражданский беспилотник должен всегда находиться в зоне видимости оператора и не может подниматься на высоту более 300 метров.
Его система управления автоматически находит оптимальные точки в воздушных потоках
Инженеры разработали алгоритм управления для беспилотников самолетного типа, который позволяет парить на восходящих воздушных потоках, расходуя в 150 раз меньше энергии, чем при активном полете с работающим двигателем. Алгоритм отслеживает и подстраивается под непрерывно изменяющиеся воздушные потоки, сохраняя высоту. Препринт доступен на arXiv.org. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Беспилотники самолетного типа более энергоэффективны, чем мультикоптеры. Благодаря крыльям они способны преодолевать большие дистанции и могут гораздо дольше находиться в воздухе. Причем эти параметры могут быть увеличены за счет парения — планирующего полета, в котором аппарат использует восходящие воздушные потоки для удержания в воздухе без использования тяги двигателей, аналогично тому, как это делают некоторые птицы. Группа инженеров под руководством Гвидо де Круна (Guido de Croon) из Делфтского технического университета разработала систему управления, которая позволяет беспилотникам самолетного типа без какой-либо предварительной информации о поле ветра самостоятельно находить оптимальные точки в восходящих воздушных потоках и использовать их для длительного парения с минимальным расходом энергии. В системе управления вместо обычного ПИД-регулятора используется метод инкрементальной нелинейной динамической инверсии, контролирующий угловое ускорение, подстраивая его под желаемые значения. Система управления может без изменения настроек работать и в режиме парения, и при полете с включенным двигателем во время поиска новых оптимальных точек в воздушных потоках или для компенсации резких порывов ветра. Для поиска оптимальных точек в поле ветра, в которых скорость снижения полностью компенсируется восходящим потоком воздуха, применяется алгоритм имитации отжига. Он случайно выбирает направления в пространстве пытаясь найти такую точку, в которой беспилотник может устойчиво лететь с минимально возможной тягой двигателя. Для тестов инженеры построили 3D-печатный прототип на основе модели радиоуправляемого самолета Eclipson model C. Он имеет размах крыла 1100 миллиметров и массу 716 грамм вместе с аккумуляторной батареей. В качестве полетного контроллера применяется Pixhawk 4. Помимо установленного под крылом и откалиброванного в аэродинамической трубе сенсора скорости, беспилотник имеет GPS-модуль для отслеживания положения во время полетов на открытом воздухе. В помещении применяется оптическая система Optitrack. Испытания проводились в аэродинамической трубе, возле которой установили наклонную рампу, для создания восходящего воздушного потока. Прототип запускали в воздушном потоке сначала на ручном управлении, после чего включали автопилот. Разработчики провели эксперименты двух типов. В первом они постепенно изменяли скорость воздушного потока от 8,5 до 9,8 метров в секунду при фиксированном угле наклона рампы. Во втором эксперименте скорость воздушного потока оставалась неизменной, зато менялся угол установки подиума. В обоих случаях алгоритм системы управления быстро находил в поле ветра точки, в которых мог поддерживать планирующий полет в течение более чем 25 минут, лишь изредка задействуя тягу двигателя в среднем лишь на 0,25 процента от максимальной, хотя при таких значениях воздушного потока для поддержания обычного полета требуется около 38 процентов. При изменении поля ветра из-за изменившегося угла наклона рампы или скорости воздушного потока алгоритм успешно находил и удерживал новое положение равновесия. В будущем инженеры планируют провести испытания на открытом воздухе. https://www.youtube.com/watch?v=b_YLoinHepo Американские инженеры и планетологи предложили использовать планер, способный длительное время держаться в воздухе за счет восходящих потоков и термиков, для изучения каньонов Марса. Предполагается, что такие аппараты с надувными разворачиваемыми крыльями могут стартовать с аэростата или дирижабля и затем планировать в атмосфере Марса от 20 минут до суток.