Составлена первая карта влажности кометы Чурюмова-Герасименко

Международная группа ученых, работающих с прибором MIRO космического аппарата «Розетта» (Rosetta) опубликовала первую карту распределения воды в коме 67P — кометы Чурюмова — Герасименко. Работа опубликована и доступна в полнотекстовом виде в журнале Astronomy and Astrophysics, кратко о ней рассказывает блог Европейского Космического Агенства.

Авторы работы наблюдали за поверхностью кометы с июня 2014 года с помощью микроволнового инструмента на орбитальном аппарате «Розетта», кратко называемого MIRO. Устройство улавливает излучение, исходящее от водяного пара в небольшой области комы — газо-пылевой оболочки кометы — и на основе его интенсивности определяет концентрацию воды.

Главная сложность в работе прибора — за одно измерение он способен получить данные только с одной точки кометы, поэтому съемка комы заняла 201 минуту. Информация была собрана «Розеттой» 7 сентября 2015 года, когда аппарат был в 58 километрах от центра небесного тела.

Оказалось, что наибольшее количество влаги выбрасывается с освещенной части кометы Чурюмова — Герасименко чуть выше перешейка. Максимальная концентрация паров воды была обнаружена в области над ее ядром. Там она на два порядка превышает влажность в любой другой части комы. Вместе с тем, область сильного поглощения излучения, бедная водяным паром, находится на ночной стороне кометы.

Данные инструмента позволили также определить скорость, с которой выбрасываются частицы влаги. Для этого исследователи измерили допплеровское смещение пиков в спектрах, полученных прибором. Скорости частиц составили сотни метров в секунду, вплоть до полукилометра в секунду, относительно зонда.

Полученные данные, по словам исследователей, наглядно демонстрируют, что распределение воды в коме в значительной степени неоднородно. Команда MIRO продолжает получать данные с «Розетты» и изучать, как меняется распределение влаги в коме с приближением кометы к Солнцу. Ожидается, что максимальное сближение наступит в августе 2015 года.

Шнобелевскую премию присудили за исследование жидкой природы котов и пользы диджериду при храпе