Обнаружена корреляция между ревматоидным артритом и солнечной активностью

Ученые во главе с Саймоном Уингом (Simon Wing) и Лизой Райдер (Lisa Rider) установили, что между распространением ревматоидного артрита, гигантоклеточного артериита и циклами солнечной активности существует статистически значимая связь. Соответствующее исследование

в журнале

BMJ Open

, кратко о нем

сайт Принстонской лаборатории физики плазмы.

Авторы работы проанализировали частоту заболеваний ревматоидным артритом (РА) и гигантоклеточным артериитом (ГА) в округе Олмстед (штат Миннесота) за 1950-2007 годы. При этом рассматривалось 1159 случаев заболеванием РА и 207 случаев ГА. Исследователи сравнили полученные данные с индексом геомагнитной активности и интенсивностью коротковолнового ультрафиолетового излучения за тот же период. В результате выяснилось, что число новых заболеваний и РА и ГА имеет сильную статистическую корреляцию с геомагнитной активностью и менее выраженную – с ультрафиолетом. В течении 12 месяцев после максимума геомагнитной активности число новых случаев этих заболеваний резко росло, а на минимуме активности столь же резко снижалось. Индекс геомагнитной активности и коротковолнового ультрафиолета в солнечном излучении обусловлены уровнем солнечной активности.

Часто случайные корреляции между несвязанными областями указывают не на причинно-следственную связь, а на простое совпадения. Например, число самоубийств и расходы на науку в США в 1999-2007 годах показывали сильную корреляцию, хотя причинной связи между ними не наблюдается. Во многих случаях эти корреляции основаны на малой выборке или недостоверных исходных данных. В силу их случайного характера при сравнении динамики аналогичных факторов в другом регионе или в другом историческом периоде корреляции между такими факторами пропадают.

Исследователи считают, что корреляция между геомагнитной активностью и обеими болезнями вряд ли является случайной. Как известно, такая активность сильнее всего проявляется близ геомагнитных полюсов (например, в виде северного сияния). Ряд более ранних исследований по ревматоидному артриту выявил, что больше всего он распространен на северных широтах, причем на восточном побережье США заболеваемость выше чем на аналогичных широтах западного. По мнению группы Уинга это может быть связано с тем, что расположение северного магнитного полюса Земли на 12 градусов отличается от географического и смещено к восточному побережью. А именно рядом с геомагнитным полюсом и наблюдается наибольшая геомагнитная активность, например, в виде северного сияния.

Авторы признают, что никакой конкретный физический механизм, который мог бы стоять за связью солнечной активности и вспышками РА и ГА, им неизвестен. В значительной степени это связано с тем, что причины обеих этих болезней неизвестны. Имеются лишь предположения о том, что они являются аутоимунными заболеваниями, возникающими, когда организм по какой-то причине начинает атаковать иммунными клетками суставы (артрит) или кровеносные сосуды головы (артериит). Не зная конкретных механизмов, запускающих такие аутоимунные атаки, сформулировать, как именно обе эти болезни могут провоцироваться вспышками солнечной активности, довольно затруднительно.

Тем не менее группа Уинга выдвигает две гипотезы, которые могли бы объяснить столь необычную связь. Ранее другое исследование на 142 добровольцах установило, что в периоды повышенной геомагнитной активности они испытывали снижение выработки мелатонина на 21%. Среди функций этого гормона есть и иммунорегулирующая, кроме того, мелатонин связывает свободные радикалы, часто обнаруживаемые в районах воспалений, характерных для аутоиммунных заболеваний. Поэтому авторы полагают, что снижение выработки мелатонина во время высокой геомагнитной активности может быть причиной аутоимунных расстройств, к которым предположительно относят ГА и РА.

Проблемой этой гипотезы является то, что никаких физических механизмов, которые бы объясняли, как геомагнитная активность снижает выработку мелатонина у людей, на данный момент также неизвестно. Вторая гипотеза акцентирует внимание на возможности образования в организме человека, попавшего под действие заряженных частиц, некоторого количества свободных радикалов, повреждающих те или иные клетки организма.

Ревматоидный артрит – заболевание, при котором поражается соединительная ткань суставов, из-за чего болезнь без активного лечения в 70% случаев ведет к инвалидности. По разным оценкам им болеет до 1% населения планеты. Гигантоклеточный артериит является разновидностью васкулита, сопровождающее его воспаление сосудов головы часто ведет к проблемам со зрением, в запущенных случаях – к слепоте.

Покорители неба