Найдены напоминающие эритроциты динозавров окаменелости

Команда палеонтологов из Имперского колледжа Лондона обнаружила в окаменевших останках динозавра фрагменты, которые очень похожи на эритроциты и волокна коллагена. С подробностями исследования можно ознакомиться в журнале Nature Communications.

Ученые обследовали c помощью просвечивающего электронного микроскопа восемь окаменевших останков неустановленного динозавра из подотряда терапод, которые уже более ста лет хранились в Музее естественной истории Чарльза Стернберга (Канзас, США) и коллекции Катлера.

В одном из образцов когтя динозавра палеонтологи обнаружили окаменевшие структуры овальной формы с плотным внутренним ядром, которые напоминали эритроциты современных птиц (исследователи использовали образцы эритроцитов страуса Эму для сравнительного анализа). В то же время красные кровяные тельца современных рептилий, в среднем, более крупные. Тем не менее, ученые заявляют, что для подтверждения того, что найденные структуры действительно являются окаменелыми клетками крови, требуются дополнительные находки схожих структур в других, желательно более сохранных окаменелостях.

В другом фрагменте ученым удалось найти волокна, объединенные в более крупные «канатики», напоминающие фибриллярный белок коллаген. Применив метод масс-спектрометрии вторичных ионов, палеонтологам удалось подтвердить, что эти образцы содержат характерные для коллагена аминокислоты глицин, аланин и пролин.

Если дополнительные исследования покажут, что британские палеонтологи правы в своих выводах, то наличие у динозавров эритроцитов, схожих по строению с птичьими, даст дополнительный аргумент в пользу их теплокровности и активного метаболизма. А структура коллагена и идентификация разных его типов может дать новый ключ к пониманию систематики и эволюции динозавров в целом.

По словам ученых, малое количество известных в палеонтологии образцов мягких тканей связано скорее с ограничениями существующих методов, нежели чем с их реальным отсутствием. Ранее палеонтологи пытались обнаружить фрагменты тканей только на хорошо сохранившихся останках, тогда как в новой работе даже на музейных образцах в посредственном состоянии удалось удалось обнаружить похожие на ткани структуры в шести случаях из восьми.