Шипоклювки научились угрожать нападающим воронам появлением ястреба

Биологи из Австралии, Финляндии и Великобритании выявили механизм, по которому птицы из семейства шипоклювковых спасаются от хищников, разоряющих их гнезда. Во время атаки вороны Strepera graculina на гнездо шипоклювки, та изображает крик другой безобидной птицы — медососа, — когда на него нападает ястреб. Вороны стоят ниже ястребов в пищевой пирамиде, поэтому пугаются и отвлекаются, чтобы осмотреть небо в поисках приближающегося хищника. По мнению ученых, этой задержки хватает шипоклювкам и их потомству, чтобы покинуть гнездо и спрятаться. Новое исследование опубликовано в Proceedings of the Royal Society B.

Авторы изучали описанный механизм в следующем эксперименте: пару шипоклювок помещали в метре от их гнезда и проигрывали им запись криков пестрохвостой вороны, а после этого крик птенцов об опасности. Отклик шипоклювок записывали, и затем проигрывали воронам, когда те подходили к своей кормушке.

При этом помимо криков шипоклювок в момент опасности воронам случайным образом также проигрывали их «спокойное» пение или крики медососа — птицы, которую копирует шипоклювка. Во всех случаях ученые следили за поведением ворон и временем, в течении которого они отвлекались от еды и следили за небом (поднимали голову вверх).

Оказалось, что на спокойное пение шипоклювок вороны вообще не реагировали и в меньшей степени отвлекались на крики шипоклювок об опасности. При этом на запись шипоклювок, копирующих крик медососа, вороны реагировали сильнее всего: в 15 процентах случаев они покидали кормушку, а в остальных экспериментах тратили в среднем по шесть секунд на осмотр неба, а к еде возвращались лишь через 20 секунд.

Описанный механизм является характерным примером защитной мимикрии — подражания одних животных другим для спасения от хищника. Например, бабочки яркой окраски при приближении птицы раскрывают крылья, изображая более крупное животное, которого птица может испугаться.

Нобелевскую премию по литературе присудили французской писательнице Анни Эрно