Найдены два новых вида убивающей себя сексом сумчатой мыши

Группа зоологов из Квинслендского технологического университета обнаружила два новых вида сумчатых мышей  (Antechinus), первый из которых – сумеречная тасманийская мышь (Antechinus vandycki) был открыт в Тасмании совсем недавно. Одновременно была выделена в отдельный вид и материковая сумеречная мышь (Antechinus swainsonii mimetes). Ученые отмечают, что, несмотря на неожиданное видовое разнообразие, сумчатые мыши находятся под угрозой полного исчезновения из-за вырубки лесов человеком и особенностей своего спаривания, при котором гибнет практически вся мужская часть популяции. Работа опубликована в журнале Memoirs of the Queensland Museum Nature.

Первая сумчатая мышь была открыта еще в 1803 году, и до недавнего времени их насчитывалось всего 8 видов, однако с 1998 года это число почти удвоилось. Пять новых новых видов было обнаружено одной и той же группой квинслендских зоологов за последние три года. Сумеречную тасманийскую мышь обнаружили недалеко от старинного поселения первых европейцев в Тасмании, городка Порт-Артур, на сохранившемся нетронутом участке леса вокруг него.

Зоологи отмечают, что по меньшей мере три из вновь открытых видов находятся под угрозой полного исчезновения. Это чернохвостая (Antechinus arktos), среброголовая (Antechinus argentus) и тасманийская сумеречные мыши. Это связано с вырубкой лесов, потеплением климата и особенностями спаривания животных.

Сумчатых мышей относят к животным с условной семельпарией. Это значит, что сезон размножения, по крайней мере, у самцов, происходит один единственный раз в жизни. В целом семельпария характерна для многих видов однолетних растений и ряда животных, например, угрей, лососей, некоторых ящериц и лягушек, многих насекомых. Среди млекопитающих семельпария наблюдается только у сумчатых: пятнистых куниц и мышей. Также есть мнение, что под давлением эпидемии раковых заболеваний к семельпарии перешли тасманийские дьяволы. Вариант семельпарии сумчатых мышей нередко называют «самоубийственной репродукцией».

Размножаются сумчатые мыши один раз в год, обычно зимой (конец июля – сентябрь), когда пищи очень мало. Период спаривания длится недолго, всего две-три недели. В это время у самок наступает овуляция, и они становятся склонны к промискуитету – множественным половым связям со всеми доступными самцами. Ограниченный период овуляции и неразборчивость самок приводит к жесткой конкуренции между самцами. Она происходит как на уровне физической борьбы за самку, так и «войн спермы».

За время изобилия самцы наращивают мышечную массу и создают крупный запас сперматозоидов. Все вместе это приводит к сверхвысокому уровню тестостерона. Затем, в краткий период овуляции, они жестоко дерутся за самок и спариваются с максимально возможным их количеством. Причем половой акт может продолжаться до 14 часов подряд, чтобы не дать возможности другим самцам оплодотворить ту же самку и повысить свои шансы в «войне сперм».

Беспрерывные драки, длительные и множественные половые акты и отсутствие пищи полностью истощают самцов. Они значительно теряют в весе, а в их организме, под влиянием повышенного уровня тестостерона, вырабатывается большое количество гормонов стресса, прежде всего кортизола – естественного иммунодепрессанта. Истощенные и с разрушенной иммунной системой самцы в скором времени погибают от кровотечений или инфекционных заболеваний. На зимний период остается только женская половина популяции, которой, в этом случае, вполне хватает оставшихся небогатых пищевых ресурсов. В обычных условиях этот способ полового отбора является высокоэффективным селективным механизмом, однако в изменившихся условиях окружающей среды он становится еще одним фактором риска, ставящим под угрозу выживание всей популяции сумчатых мышей.