Астрономы во главе с Тэйном Кури (Thayne Currie) из Национальной астрономической обсерватории Японии открыли у сравнительно близкой звезды HD 11560 близкий аналог пояса Койпера – большого числа льдистых малых тел и комет, вращающихся за орбитой Нептуна. Соответствующая работа была принята к публикации в
, а с ее препринтом можно
на arXiv.org.
Исследователи наблюдали звезду HD 115600 из OB-ассоциации Скорпиона — Центавра. Для этого использовали Gemini Planet Imager – устройство в Обсерватории Джемини в Чили, применяющее коронограф для затемнения света от самой звезды, что позволяет эффективнее наблюдать ее непосредственные окрестности. После серии наблюдений общей длиной в несколько месяцев, группа Кури обнаружили вокруг звездной ассоциации осколочный диск, удаленный от светила на расстояние от 22 до 48 а.е. (астрономических единиц, равных примерно 150 миллионам километров) и шириной в несколько десятков а.е. И по дистанции от звезды, и по размерам он в целом близок нашему поясу Койпера. Как отмечают астрономы, есть и серьезные отличия – найденный пояс не только неправильной формы, но и центр его не совпадет с положением HD 115600 в пространстве, пояс как бы «сдвинут» в сторону от нормальной орбиты. Причиной этого ученые считают наличие пока не открытой массивной планеты-гиганта между диском и звездой. Чтобы ее гравитация могла так серьезно исказить орбиты объектов местного аналога пояса Койпера, масса неоткрытого гиганта должна быть близка к массе Юпитера.
Спектрометрия осколочного диска показала цвета от синего к серому. Это указывает на большое содержание различных льдов, таких как водный и метановый. Сходный состав имеют и тела пояса Койпера в нашей Солнечной системе.
Бело-желтая звезда HD 115600 находится примерно в 360 световых годах от Солнца. Будучи в 1,4 раза тяжелее него, она принадлежит к спектральному классу F2V/F3V, что соответствует температуре поверхности в 7 500 кельвинов. Светило является весьма молодым, оно не старше 15 миллионов лет. Поэтому, отмечают астрономы, наблюдения за ним дают чрезвычайно ценную информацию о том, как аналогичный по свойствам диск Койпера вел себя в ранней Солнечной системе.
Как развитие технологий позволило нащупать «топологическое решение» загадки шизофрении
Шизофрения — одна из самых загадочных и сложных болезней человека. Уже более ста лет ученые пытаются понять причины ее возникновения и найти ключ к терапии. Пока эти усилия не слишком успешны: до сих пор нет ни препаратов, которые могли ли бы ее по-настоящему лечить, ни даже твердого понимания того, какие молекулярные и клеточные механизмы ведут к ее развитию. О том, как ученые бьются с «загадкой шизофрении» мы уже неоднократно писали: сначала с точки зрения истории психиатрии, затем с позиции классической генетики (читателю, который действительно хочет вникнуть в суть проблемы, будет очень полезно сначала прочитать хотя бы последний текст). На этот раз наш рассказ будет посвящен новым молекулярно-биологическим методам исследования, которые появились в распоряжении ученых буквально в последние несколько лет. Несмотря на сырость методик и предварительность результатов, уже сейчас с их помощью получены важнейшие данные, впервые раскрывающие механизм шизофрении на молекулярном уровне.