Ученые улучшили кратковременную память больных шизофренией

Нейрофизиологи из Университета Джонса Хопкинса экспериментально продемонстрировали, что стимуляция мозга больных шизофренией постоянным током (микрополяризация), способна улучшить их кратковременную рабочую память. Исследование опубликовано в журнале Clinical Schizophrenia and Related Psychoses.

Исследователи привлекли для экспериментов 11 участников: 5 взрослых с подтвержденным диагнозом «шизофрения» и шесть их близких родственников. Каждый испытуемый проходил два получасовых сеанса транскраниальной электростимуляции мозга постоянным током. Первый сеанс проходил в «катодном» режиме (V-), при котором нейрональная активность определенного узкого участка коры головного мозга понижается. Второй сеанс производился в «анодном» режиме (V+) для стимулирования и активации работы нейронов в области под электродом. В обоих сеансах электроды прикладывались снаружи к голове испытуемых над дорсолатеральной префронтальной зоной коры лобной доли. Считается, что эта зона связана с кратковременной памятью, а сопровождающая шизофрению деградация нервных клеток в лобных и височных долях приводит к ухудшению ее функций.

Перед каждым сеансом микрополяризации и во время него испытуемые проходили разнообразные тесты умственных способностей, в том числе и на кратковременную вербальную и визуальную рабочую память. Во время «анодного» воздействия на левую лобную долю показатели обеих групп испытуемых улучшались.

В настоящий момент группа собрала более значительную выборку пациентов и проводит регулярные сеансы микрополяризации, чтобы отследить не только локальные, но и долговременные эффекты этого воздействия на когнитивные способности больных шизофренией.

Микрополяризация или транскраниальная стимуляция мозга постоянным током – это неинвазивный метод изменения функционального состояния различных локальных участков или звеньев нервной системы. Достигается это за счет действия малого постоянного тока (до 1 мА). Считается, что микрополяризация улучшает внимание, память, мышление и речь, а также двигательные и вегетативные функции. Это происходит за счет изменения возбудимости нейронов. Так, «анодная» стимуляция приводит к деполяризации нейронов и их большей готовности ответить на сигнал от других нервных клеток, в то время как «катодная» стимуляция носит успокоительный эффект.

Несмотря на ряд исследований, показывающих влияние внешних электрических и магнитных полей на потенциал действия нейронов, многие ученые относятся к микрополяризации скептически. В прошлом году было опубликовано исследование нейропсихологов из Австралии, где утверждалось, что электрическая стимуляция не оказывает влияния на деятельность мозга.  Мета-анализ 117 работ, в которых использовалась транскраниальная электростимуляция, выявил, что только в одном случае были обнаружены явные и измеряемые изменения в головном мозге. Во всех остальных случаях было отмечено усиление когнитивных способностей: памяти и креативности. При этом нельзя исключать возможность влияния эффекта плацебо. Многие нейробиологи и психологи отмечают, что для терапевтического применения микрополяризации необходимы эксперименты с проведением слепого тестирования и контрольной группой.