Группа психологов из четырех университетов США проанализировала данные ряда всеамериканских национальных опросов (общая выборка составила 11,2 миллиона человек) и обнаружила, что на протяжении последних шести десятков лет каждое новое поколение американских подростков становится менее религиозным, чем предыдущее. А самое большое количество неверующих среди поколения «миллениалов». Результаты работы опубликованы в PLoS ONE.
Ученые обработали результаты национальных опросов Monitoring the Future (MTF), более известных в США как «Национальные опросы учеников старших классов». Эти исследования начались в 1975 году и проводятся ежегодно. В них участвуют ученики 8, 10 и 12 классов. Основная цель этих опросов – выяснить долговременные тренды в отношении употребления наркотиков среди подростков и взрослых. Однако они содержат и много других дополнительных вопросов. Также психологи привлекли данные American Freshman Survey, в котором участвуют первокурсники колледжей. Этот опрос проводится ежегодно, начиная с 1966 года. Всего было проанализировано анкет, полученных от 11,2 миллионов человек.
Выяснилось, что хотя подавляющее большинство американских подростков все так же религиозны, тем не менее, процент неверующих постоянно увеличивается от поколения к поколению и достигает максимума среди «миллениалов» – людей родившихся в промежутке между 1977 и 1994 годом.
Подростки эпохи, завершившейся самоубийством Курта Кобейна, гораздо реже заявляют, что религия играет важную роль в их жизни, или сообщают, что одобряют религиозные организации. Они менее духовны (термин исследователей) и проводят значительно меньше времени в молитвах или медитациях (ученые учитывали все религии и конфессии, включая буддизм и неортодоксальные культы).
Количественно это выражается следующим образом. Число учеников двенадцатого класса, не посещающих какие-либо церкви и храмы, выросло с 1970 по 2014 год в два раза. На 75 процентов больше двенадцатиклассников сегодня говорят, что «религия не имеет никакого значения в моей жизни». По сравнению с 1980-ми удвоилось число старших школьников и утроилось количество первокурсников, заявляющих, что они неверующие.
По мнению психологов, эти тренды объясняются именно культурным сдвигом в американском обществе, а не неустоявшимся мировоззрением или молодостью участников опросов.
Существует распространенная классификация поколений – детей родившихся в те или иные эпохи, разделенные экономически, технологически и культурно на протяжении XX века. Так, например, выделяют «поколение Депрессии» (родившиеся с 1912 по 1921 годы), «поколение Второй Мировой Войны» (1922-1927 годы), «послевоенное поколение» (1928 – 1945 годы рождения), «первое поколение бэби бумеров» (1946-1954), «второе поколение бэби бумеров» (1955-1965), «поколение X» (родились с 1966 по 1976 годы), «миллениалы или поколение Y» (1977-1994), «поколение Z» (1995-2012).
«Миллениалы» выросли в эпоху массового наступления новых медиа и технологий – кабельного и спутникового ТВ, видеомагнитофонов и DVD, BBS и Интернета. Считается, что они менее консервативны во взглядах и образе жизни, более устойчивы к пропаганде и рекламным воздействиям. В политике склонны придерживаться либеральных взглядов. Являются ярыми поклонниками массовой поп-культуры. Это первое поколение, для которого сфера отдыха, досуга и частная жизнь важнее, нежели работа и трудовые успехи, достижения на общественном поприще.
Алжирский научный журнал Journal of Fundamental and Applied Sciences отозвал сразу 434 научные статьи из трех номеров журнала — это самый массовый единовременный отзыв статей за время существования популярного блога Retraction Watch, который рассказывает эту историю.