Большой мозг самкам гуппи оказался нужнее, чем самцам

Специалисты по поведению животных из Института этологии Конрада Лоренца (Австрия) установили, что большой мозг помогает в выживании самкам рыбок гуппи (

Poecilia reticulata

), но никак не влияет на выживание самцов. С

можно ознакомиться в журнале

Ecology Letters

На первом этапе исследования ученые искусственно вывели две группы рыбок гуппи – с мозгом меньше и больше среднего размера. Общее количество рыбок в эксперименте составляло 4800 особей обоих полов.

Чтобы проверить свою гипотезу о влиянии размера мозга на успех в выживании, этологи выпустили всех рыбок в шесть различных полунатуральных водоемов, в которые также подселили естественного хищника – рыбок из рода креницихла (Crenicichla). А затем стали на протяжении пяти месяцев еженедельно отслеживать уровень выживания разных групп рыбок гуппи.

Выяснилось, что самки гуппи с большим мозгом на 13,5 процента чаще выживают по сравнению с самками с маленьким мозгом. В то же время для самцов, как оказалось, размер не имел никакого значения.

Ученые предполагают, что размер мозга делал самок гуппи «умнее» и позволял успешнее избегать хищников, тогда как самцы гуппи от природы имеют более яркую и заметную окраску, что полностью нивелировало преимущества большого мозга. Тем не менее, окончательного объяснения полового различия в успехе выживания при равных объемах мозга у исследователей пока нет.

Большой мозг является очень «дорогим» эволюционным приобретением. Чтобы его развить и поддерживать на протяжении многих поколений, он должен приносить ощутимую «прибыль» своим носителям. Поэтому гипотеза о том, что большой мозг помогает животным (и человеку) в выживании, существовала уже очень давно. Однако практически не было исследований, позволяющих напрямую отследить причинно-следственные связи между объемом мозга, условиями среды и успехом в выживании. По словам австрийских этологов, они получили первое экспериментальное доказательство, что взаимоотношения хищник-жертва в условиях среды близкой к натуральной может вести к эволюционному отбору особей с большим мозгом (хотя пока и только самок).