На Мадагаскаре нашли 11 новых хамелеонов

Исследователи из Женевы в сотрудничестве с профессором Ачиле Раселиманана из Университета Антананариву обнаружили на Мадагаскаре 11 отдельных подвидов хамелеонов Furcifer pardalis. Их генетическая изоляция оказалась настолько высокой, что авторы исследования предлагают выделить некоторые популяции в отдельные виды. Результаты исследования опубликованы в журнале Molecular Ecology и находятся в открытом доступе.

В ходе двух экспедиций ученым удалось фотографически зафиксировать и взять образец крови у 324 пантеровых хамелеонов (Furcifer pardalis) — рептилий, обитающих только на Мадагаскаре. Перед авторами работы стояла задача проверить гипотезу о том, что преобладающий цвет в окраске тела хамелеона зависит в первую очередь от их места обитания.

В ходе анализа ДНК (митохондриальной и ядерной) оказалось, что между генетическим материалом особей, обнаруженных в одной местности, наблюдается сильное сходство. В то же время, исследование показало, что скрещивание между различными популяциями наблюдается очень редко.

Кроме того, экологи провели математический анализ цветных фотографий рептилий. Оказалось, что тонкие различия в их узорах соответствуют генетическим различиям между особями из разных географических локаций. Авторам удалось провести машинное обучение на основе собранных образцов и добиться распознавания принадлежности особи к тому или иному подвиду на основе одних только фотографий.

Экологи уверены, что способность хамелеонов менять окраску не повлияла на их анализ, поскольку это явление наблюдается в основном во время социальных взаимодействий между особями, а изменения, связанные со стрессом от поимки, еще не успели произойти — фотографии делались незамедлительно, перед взятием образца крови.

Способность хамелеонов менять окраску связана с возможностью менять ими трехмерную структуру нанокристаллов гуанина, находящихся внутри клеток их кожи (ответственна за зеленую окраску). Вместе с тем, среди клеток их кожи также есть хроматофоры, содержащие черные, красные и желтые пигменты. Эти клетки сильно разветвлены, за счет сокращения их отростков происходит перераспределение пигментов и кожа хамелеона меняет окраску.

Нобелевскую премию по литературе присудили французской писательнице Анни Эрно