Болезнь Альцгеймера назвали платой за умственные способности сапиенсов

Авторы отмечают, что все шесть этих генов могли появиться либо незадолго до отделения предков неандертальцев от линии предков Homo Sapiens, либо после этого события

Фотография: Wikimedia Commns

Группа ученых во главе с Кунь Таном (Kun Tang) из объединенного Шанхайского биологического института Китайской академии наук провела поиск генов, связанных с действием естественного отбора на человека за последние полмиллиона лет. При этом ученые пришли к выводу, что группа из шести генов, связанных с развитием мозга одновременно может быть ответственна за появление у Homo sapiens болезни Альцгеймера. С препринтом соответствующего исследования можно ознакомиться на BioRxiv, статья пока не принята к печати.

Тан совместно с коллегами изучил геномы 90 человек африканского, азиатского и европейского происхождения на предмет наличия в их ДНК следов изменений, спровоцированных изменениями в численности популяции или естественным отбором. Попытавшись отделить первые от вторых, авторы работы выявили ряд генов, предположительно привнесенных именно влиянием естественного отбора. Шесть таких генов, связанных с развитием мозга, по их мнению появились в нашем геноме между 50 000 и 200 000 лет назад, и могли отвечать за рост связности нейронов в головном мозге.

Как отмечают авторы, варианты каждого из этих шести генов связывают с развитием болезни Альцгеймера. Это заболевание уникально именно для человека и, в отличие от других нейродегенеративных болезней, не имеет аналогов даже у его ближайших родственников – высших обезьян. Как предполагают ученые, возникновение такой болезни могло быть своего рода «платой» за более интенсивное использование возможностей мозга. Когда же мозг на определенном этапе старения перестает справляться с такой повышенной нагрузкой, это может обернуться постепенным падением когнитивных способностей, характерным для лиц, подверженных болезни Альцгеймера.

Группа Тана отмечает, что ключевым в их работе является отделение результатов естественного отбора от результатов случайных резких скачков в численности населения. Например, такие скачки сопровождали выход человека современного типа из Африки около 60 000 лет назад или миграцию фермеров из Малой Азии на территорию современной Европы около 10-8 тысяч лет назад. Чтобы надежно отделить давление отбора от случайных колебаний в численности популяции, авторы анализировали изменения тех частей генома, которые протекали независимо от изменения численности популяции, отслеживаемой по молекулярно-биологическим данным.