Ученые во главе с Лове Даленом (Love Dalén) из Шведского музея естественной истории провели генетический анализ останков волка, найденных на полуострове Таймыр, и пришли к выводу, что древность одомашнивания собак ранее существенно недооценивались и само место доместикации может существенно отличаться от тех, что предполагались ранее. Соответствующая работа
в журнале
.
Проведя радиоуглеродное датирование ребра волка, обнаруженного во время экспедиции 2010 года на полуостров Таймыр, группа Далена определила его возраст в 34 900 лет. Анализ его генома привел ученых к выводу, что предки этого животного отделились от предков нынешних волков и собак примерно в одно и то же время, при этом древний таймырский волк генетически равноудален и от тех и от других. Сопоставив прямую датировку древности ребра находки с количеством генетических отличий между «таймырцем» и собаками, авторы пришли к выводу, что скорость мутаций среди домашних собак переоценивалась. Соответственно, основанная на ее ранних оценках дата отделения собак от общих с волком предков неверна. По оценкам шведов, на деле это событие произошло от 27 000 до 40 000 лет назад.
Сравнив геном древнего таймырского волка с генами арктических популяций современных собак, авторы выяснили, что особенно велика доля генов древнего таймырского волка у хаски и гренландской собаки. В меньшей степени их гены присутствуют у китайского шарпея и финского шпица. Хотя наиболее вероятная доля общих генов таймырской находки и нынешней гренландской собаки составляет 3,5%, имеющиеся данные в принципе совместимы с более широким диапазоном общей доли генов – от 1,4 до 27,3%.
Авторы затрудняются однозначно ответить на вопрос о том, как именно гены древних таймырских волков могли попасть в генофонд современных северных собак. Во-первых, домашние собаки могли попасть на север Евразии чрезвычайно рано, еще до вымирания ныне несуществующий популяции, из которой происходит таймырская находка. Во-вторых, гены этой популяции длительное время могли быть значительной частью генофонда арктических волков, а от них впоследствии попали к северным собакам, которым помогли адаптироваться к суровым климатическим условиям.
Ранее другая группа ученых во главе с Петером Саволайненом (Peter Savolainen) предположила, что предки собак отделились от общей с волками линии 11 000 – 16 000 лет назад, а регионом отделения называли Южный Китай. Такая датировка, по мнению Саволайнена, означала, что собак одомашнили не палеолитические охотники, а люди, преходившие к земледелию и скотоводству. При этом собак они рассматривали как источник мяса, а не в качестве помощника на охоте. Правда, этому резко противоречили находки российских археологов, обнаруживших на Алтае череп псового, жившего 33-34 тысячи лет назад. Впоследствии его «собачий» статус был подтвержден группой генетиков во главе с Анной Дружковой.
Новые данные шведских исследователей в некоторой степени противоречат обоим тезисам Саволайнена. По оценкам группы Далена собаки отделились от волков примерно 27 000 – 40 000 лет назад, то есть в момент, когда развитие мясного скотоводства еще не отмечается. Ошибку в датировке группы Саволайнена Дален и коллеги считают обусловленной недостаточно точно определенной скоростью мутаций у домашних псов. Такую скорость трудно точно оценить в первую очередь потому, что хорошо датированных скелетов собак с сохранившейся ДНК весьма немного. Проанализировав геном точно датированного таймырского волка, шведы посчитали реальную скорость мутаций у собак более низкой, чем в оценках Савлайнена, что и позволило им указать более древнюю дату выделения собак в отдельную линию.
Факт наличия значительного количества генов древних арктических волков в современных северных породах собак может указывать на то, что единого центра происхождении у собак не было, и в разных регионах разные группы волков могли вносить значительный вклад в их генофонд, отмечают Дален и соавторы.
В Гонконге объявлены лауреаты премии Шао (Shaw Prize), «азиатской Нобелевской премии», которая присуждается ежегодно за значительные открытия в области астрономии, математики, а также биологии и медицины. Премию за 2019 год получили Эдвард Стоун (Edward Stone), руководитель миссии «Вояджер», исследователь ДНК Мария Ясин (Maria Jasin), а также математик Мишель Талагран (Michel Talagrand), изучавший спиновые стекла, говорится в сообщении на сайте премии.