Археологи восстановили картину жизни девушки из Бронзового века

Международный коллектив ученых опубликовал результаты изотопного анализа тканей «Девушки из Эгтведа» — идеально сохранившегося захоронения Бронзового века, найденного в 1921 году в Дании. По содержанию изотопов стронция в зубах, ногтях, волосах и одежде девушки ученым удалось определить ее происхождение, а также маршрут перемещения и диету в последние два года жизни. Статья с описанием исследования вышла  в журнале Scientific Reports.

Соотношение изотопов стронция 87Sr/86Sr является удобной географической «меткой», так как даже в рамках Северной Европы оно сильно варьируется в зависимости от региона. Поскольку стронций поступает в организм человека вместе с пищей и откладывается в тканях, по его содержанию можно установить, что ел человек в определенный период жизни.

В качестве объектов анализа авторы использовали ткани, которые формируются в разное время жизни. Коренные зубы растут в течение первых 3-4 лет, после чего практическим не изменяются, поэтому по ним можно восстановить события детства человека. Волосы, которые у девушки были длиной 23 сантиметра, растут примерно со скоростью 1 сантиметр в месяц. Они могут предоставить информацию о двух последних годах жизни. Наконец, ногти обновляются быстрее всего, поэтому несут следы событий непосредственно перед смертью.

Кроме вышеперечисленных фрагментов ученые также исследовали волокна из богатой одежды, в которой была похоронена девушка.

По результатам анализа авторы предполагают следующее: несмотря на то, что девушка была похоронена на территории современной Дании (на полуострове Ютландия), родилась она далеко от этого места. Об этом говорит содержание изотопов стронция в коренных зубах, нетипичное для полуострова.

Чтобы точно установить место происхождения девушки исследователи также провели анализ кремированных останков другой девочки, найденных в том же захоронении. Сопоставив результаты, ученые пришли к выводу, что обе девушки родились в регионе, соответствующем Шварцвальду («Черному Лесу») в западной Германии. Расстояние от него до Эгтведа, где девушки были похоронены, составляет около 500 километров.

По анализу волос и ногтей удалось также восстановить маршрут девушки в последние два года жизни. По предположению авторов, ей приходилось много передвигаться с полуострова Ютландия вглубь материка и обратно. При этом последний этап «путешествия» прошел буквально за несколько недель до ее смерти около 3400 лет назад.

Ученые считают, что их работа подтверждает значимость изотопных и геологических методов для восстановления картины жизни древних людей.

Ранее, например, этими же методами удалось практически полностью описать перемещения и диету Короля Ричарда III, останки которого были недавно найдены во время раскопок под городской парковкой в Лестере, Англия.

Российские школьники заняли пятое место на Международной олимпиаде по экономике