Нейробиологи из Канады обнаружили, что у людей, проводящих за видеоиграми от первого лица (шутерами) не менее 6 часов еженедельно, изменяется стратегия ориентации и поиска объектов в пространстве. Смена стратегии сопровождается уменьшением количества нейронов в гиппокампе и увеличению их количества в хвостатом ядре. Работа опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.
Для эксперимента ученые отобрали две группы любителей видеоигр. Первая состояла из 26 поклонников «стрелялок» – шутеров от первого лица, а вторая из 33-х геймеров, предпочитающих игры других жанров. Каждому из испытуемых предложили пройти на компьютере несколько экспериментальных визуальных лабиринтов разной степени сложности. Параллельно исследователи снимали электроэнцефалограмму и регистрировали при каждом выборе поворота в лабиринте зрительные событийно-связанные потенциалы – суммарные колебания электрической активности нейронов в определенных участках мозга в ответ на внешние стимулы.
У обеих групп геймеров нейробиологи обнаружили более высокую устойчивость и концентрацию зрительного внимания, чем у обычных людей. Однако оказалось, что любители шутеров придерживаются иной стратегии обучения ориентации в виртуальных пространствах лабиринта, нежели другие геймеры или обычные люди. Первые полагались на запоминание последовательности действий, например «налево-направо-прямо вперед и еще раз налево», которую связывают с активностью нейронов такой структуры мозга как хвостатое ядро. Эту стратегию обучения очень часто наблюдают в экспериментах с лабиринтами на грызунах, и она подтверждена нейрофизиологическими данными.
Другие геймеры и обычные люди больше полагались на пространственное представление структуры лабиринта, его репрезентацию в виде когнитивной карты, и локализацию искомой цели – выхода или какого-либо предмета внутри этого визуально представляемого пространства. Например, «выход находится где-то в левой задней части лабиринта, чтобы его найти, мне необходимо следовать в эту сторону». Данная стратегия, как считается, связана с работой гиппокампа – структуры мозга, играющей ключевую роль в формировании памяти.
Предыдущие исследования уже показали, что у геймеров, предпочитающих шутеры, отмечено увеличение количества серого вещества в хвостатом ядре по сравнению с обычными людьми. В то же время у многих из них отмечена деградация гиппокампа. Авторы работы связывают эти морфологические изменения с предпочитаемыми стратегиями ориентации в пространстве. Тем не менее, прямую взаимосвязь между этими двумя явлениями еще предстоит доказать отдельно.
Швейцарские исследователи изучили нейробиологические основы «перезаписи» страшных воспоминаний на мышах. Ученые выяснили, что поведенческая терапия воздействует на нейронную сеть, в которой «записан» страх, там формируются новые, безопасные воспоминания, и ужас, испытываемый ранее, проходит, говорится в Science.