Шутеры трансформировали мозг геймеров

Нейробиологи из Канады обнаружили, что у людей, проводящих за видеоиграми от первого лица (шутерами) не менее 6 часов еженедельно, изменяется стратегия ориентации и поиска объектов в пространстве. Смена стратегии сопровождается уменьшением количества нейронов в гиппокампе и увеличению их количества в хвостатом ядре. Работа опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Для эксперимента ученые отобрали две группы любителей видеоигр. Первая состояла из 26 поклонников «стрелялок» – шутеров от первого лица, а вторая из 33-х геймеров, предпочитающих игры других жанров. Каждому из испытуемых предложили пройти на компьютере несколько экспериментальных визуальных лабиринтов разной степени сложности. Параллельно исследователи снимали электроэнцефалограмму и регистрировали при каждом выборе поворота в лабиринте зрительные событийно-связанные потенциалы – суммарные колебания электрической активности нейронов в определенных участках мозга в ответ на внешние стимулы.

У обеих групп геймеров нейробиологи обнаружили более высокую устойчивость и концентрацию зрительного внимания, чем у обычных людей. Однако оказалось, что любители шутеров придерживаются иной стратегии обучения ориентации в виртуальных пространствах лабиринта, нежели другие геймеры или обычные люди. Первые полагались на запоминание последовательности действий, например «налево-направо-прямо вперед и еще раз налево», которую связывают с активностью нейронов такой структуры мозга как хвостатое ядро. Эту стратегию обучения очень часто наблюдают в экспериментах с лабиринтами на грызунах, и она подтверждена нейрофизиологическими данными.

Другие геймеры и обычные люди больше полагались на пространственное представление структуры лабиринта, его репрезентацию в виде когнитивной карты, и локализацию искомой цели – выхода или какого-либо предмета внутри этого визуально представляемого пространства. Например, «выход находится где-то в левой задней части лабиринта, чтобы его найти, мне необходимо следовать в эту сторону». Данная стратегия, как считается, связана с работой гиппокампа – структуры мозга, играющей ключевую роль в формировании памяти.

Предыдущие исследования уже показали, что у геймеров, предпочитающих шутеры, отмечено увеличение количества серого вещества в хвостатом ядре по сравнению с обычными людьми. В то же время у многих из них отмечена деградация гиппокампа.  Авторы работы связывают эти морфологические изменения с предпочитаемыми стратегиями ориентации в пространстве. Тем не менее, прямую взаимосвязь между этими двумя явлениями еще предстоит доказать отдельно.

Поведенческая терапия «перезаписала» страшные воспоминания