Потребителей кокаина научились вычислять по отпечатку пальца

Международная группа исследователей предложила новый неинвазивный тест на употребление кокаина по одному отпечатку пальца. Методика также позволит отличить принимавших кокаин внутрь людей от тех, кто к нему притрагивался. Работа опубликована в журнале Analyst.

Для своих экспериментов ученые привлекли новоприбывших пациентов наркологических клиник. У них бралась проба слюны и отпечатки пальцев. Слюну исследовали при помощи классического метода газовой хроматографии, совмещенной с масс-спектрометрией. Затем с помощью нескольких продвинутых типов аналитической техники изучали состав экскретов кожи (сальных выделений), составляющих отпечаток пальца. При этом химики преследовали три цели: определить наличие метаболитов кокаина (бензолекгонина и  метилекгонина) в экскрете, оценить их количественно и сравнить с пробой слюны.

Чтобы найти следы метаболитов, исследователи опробовали множество видов масс-спектроскопии, но результатов достигли посредством комбинации двух из них: десорбционной ионизации под действием электрораспыления (DESI)  и матрично-активированной лазерной десорбции/ионизации (MALDI). Первый способ позволяет ионизировать биологические пробы в естественных условиях – на открытом воздухе и при атмосферном давлении.

Полученные с помощью этих двух методов данные хорошо коррелировали с результатами анализа слюны. По мнению ученых, это открывает широкие возможности для применения исследований отпечатков пальцев на наркотики в криминалистической практике, так как современная масс-спектрометрия очень избирательна и требует совсем небольших проб вещества для анализа.

Единственное препятствие, которое необходимо преодолеть — это сделать метод портативным и мобильным, не привязанным к крупным лабораториям. В настоящий время в ряде компаний идет разработка миниатюрных полевых масс-спектрометров.

В масс-спектрометрии интересующее химиков вещество подвергают ионизации — превращают нейтральные молекулы и атомы в заряженные. Полученные ионы посредством электрического поля переносятся в масс-анализатор, где происходит их упорядочивание по отношению массы к заряду. На последнем этапе ионы детектируют с помощью коллекторов, фотопластинок или динодов.

Unitree Robotics показала человекоподобного робота H1