Китай занялся разработкой истребителя с укороченным взлетом

Летный прототип истребителя J-31

Фотография: Piotr Butowski / AINonline

Китайская авиационная промышленность приступила к разработке нового истребителя для морской авиации, который будет способен выполнять укороченный взлет и вертикальную посадку по типу американского перспективного F-35B Lightning II. Как пишет газета China Daily, в настоящее время проводятся исследовательские работы в области создания реактивного двигателя для самолета, систем стабилизации и других основных компонентов, необходимых для реализации технологии STOVL (Short Take-Off/Vertical Landing, «укороченный взлет/вертикальная посадка»).

В конце марта предприятия Chengdu Engine Group и China Aviation Engine Establishment, входящие в концерн AVIC, подписали соглашение о сотрудничестве в создании нового двигателя. Технические подробности проекта пока неизвестны. Новые истребители с технологией STOVL Китай планирует использовать на перспективных авианесущих кораблях. В отличие от обычных палубных истребителей такие боевые самолеты имеют меньшую массу, не нуждаются в катапульте для взлета и аэрофинишере для посадки, занимают меньше места в ангаре и на летной палубе.

В настоящее время китайская корпорация AVIC занимается разработкой перспективного истребителя J-31, который планируется принять на вооружение ВВС Китая и поставлять на экспорт. В 2014 году предполагалось, что самолет получит технологию STOVL, однако позднее это предположение не подтвердилось. Внешне J-31 напоминает американские истребители F-22 Raptor и F-35. Китайский самолет имеет двухкилевое оперение и схожее с американскими истребителями расположение воздухозаборников. J-31 оснащен двумя двигателями, предположительно, российскими РД-93, которые также ставятся на истребители JF-17 Thunder.

Какая именно схема STOVL будет использована в перспективных китайских истребителях, не сообщается. Сегодня единственными истребителями с технологией STOVL, принятыми на вооружение, являются британские Harrier. Их используют Морская пехота США, ВМС Индии и Испании. Реализованная в этих истребителях схема требует особых навыков пилотирования в режимах вертикального взлета, посадки, висения и переходе от горизонтального полета к вертикальному.

На Harrier установлен один турбореактивный двухконтурный двигатель с четырьмя поворотными соплами под центропланом и в хвостовой части. Сопла под центропланом создают тягу холодным сжатым воздухом из первого контура реактивного двигателя, а хвостовые — горячим выхлопом. Кроме того, истребитель имеет стабилизирующие сопла на законцовках крыла, в носовой и хвостовой части, которые формируют тягу за счет сжатого воздуха из первого контура реактивного двигателя. Эти стабилизирующие сопла используются для управления самолетом по тангажу и крену. Управление рысканием осуществляется разным углом отклонения основных сопел двигателя.

Перспективные американские истребители F-35B получили технологию STOVL, схожую с советскими опытными истребителями Як-141, разработка которых велась в 1980-х годах. F-35B оснащаются одним турбореактивным двухконтурным двигателем с форсажной камерой и отклоняемым на 95 градусов соплом в хвостовой части. Кроме того, за кабиной пилота на самолете строго вертикально установлен вентилятор, связанный с главным двигателем. В хвостовой части и в консолях крыла F-35B установлены маневровые сопла, формирующие тягу за счет сжатого воздуха из первого контура двигателя.

Управление тангажом на F-35B в режиме висения осуществляется за счет разницы в тяге вентилятора и основного двигателя, рысканием — за счет сопел в хвостовой части, а креном — соплами в консолях крыла. По данным компании Lockheed Martin, занимающейся созданием самолета, управление F-35B в переходном режиме, а также при вертикальных взлете и посадке отличается большей простотой по сравнению с Harrier. Кроме того, в отличие от Harrier, F-35B способен выполнять полеты на сверхзвуковой скорости.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.