Михаил Симкин и Ввани Ройчоудхури из Калифорнийского Университета Лос-Анджелеса проанализировали зависимость известности шахматистов от их успешности. Оказалось, что рост известности спортсменов происходит по экспоненциальному закону. Препринт работы доступен на сайте arXiv.org, а статья готовится к выходу в журнале Applied Economics Letters.
Авторы рассмотрели выборку из 371 международного шахматиста, родившихся между 1906 и 1943 годами. В качестве меры известности математики использовали количество результатов выдачи Google.com по запросу имени шахматиста, а успешность измерялась с помощью рейтинга Эло.
Рейтинг Эло был разработан венгерским математиком Арпадом Имре Эло для игр, в которых участвует два игрока. Он рассчитывается пошагово после каждого соревнования или партии на основании разницы между ожидаемым результатом игрока и его реальным результатом по специальной формуле:
R'A=RA + K.(фактические очки - ожидаемые очки)
RA— значение рейтинга Эло, K — коэффициент, уменьшающийся с опытностью игрока. Ожидаемое количество заработанных очков, в свою очередь зависит от разницы в исходных рейтингах игроков. Например, если в матче встречаются два игрока с рейтингами 1500 и 1700, то математическое ожидание количества очков, заработанного более высокорейтинговым шахматистом составляет 0,76, а для его соперника, соответственно 0,24. Предположим, выиграл игрок с меньшим рейтингом, тогда он заработал одно очко. Его рейтинг увеличится на 15*(1-0,24) очков и станет равным 1511,5, а его соперник получит новый рейтинг, равный 1688,5 очкам.
Оказалось, что зависимость количества результатов выдачи поисковика лучше всего описывается экспоненциальной зависимостью от успешности игрока. Это приводит к тому, что Михаил Ботвинник, известный советский шахматист, обладающий рейтингом на 6% меньшим чем у Бобби Фишера в семь раз менее известен.
Ранее Симкин и Ройчоудхури показали, что такой же характер имеет зависимость известности пилотов первой мировой войны от их успешности. Однако параметр успешности пилотов отличается от рейтинга Эло — «успех» одного пилота приводил к пленению или смерти другого, а значит они не могли вновь встретиться на поле брани. На основе полученной закономерности авторы попробовали восстановить то, как соотносятся достижения разных Нобелевских лауреатов. Математики сделали вывод о том, что если характер зависимости известности от успешности остается прежним, то Поль Дирак, в 100 раз менее известный, чем Альберт Эйнштейн, сделал вклад в науку всего в два раза меньший.
Как развитие технологий позволило нащупать «топологическое решение» загадки шизофрении
Шизофрения — одна из самых загадочных и сложных болезней человека. Уже более ста лет ученые пытаются понять причины ее возникновения и найти ключ к терапии. Пока эти усилия не слишком успешны: до сих пор нет ни препаратов, которые могли ли бы ее по-настоящему лечить, ни даже твердого понимания того, какие молекулярные и клеточные механизмы ведут к ее развитию. О том, как ученые бьются с «загадкой шизофрении» мы уже неоднократно писали: сначала с точки зрения истории психиатрии, затем с позиции классической генетики (читателю, который действительно хочет вникнуть в суть проблемы, будет очень полезно сначала прочитать хотя бы последний текст). На этот раз наш рассказ будет посвящен новым молекулярно-биологическим методам исследования, которые появились в распоряжении ученых буквально в последние несколько лет. Несмотря на сырость методик и предварительность результатов, уже сейчас с их помощью получены важнейшие данные, впервые раскрывающие механизм шизофрении на молекулярном уровне.