«Кнут» оказался для студентов эффективнее «пряника»

Нейробиологи из Университета Вашингтона в Сент-Луисе в эксперименте на студентах установили, что количество повторений какого-либо поведения прямо пропорционально размеру денежной награды за него. В то же время, любой штраф, независимо от его денежного выражения, эффективно предотвращает определенное поведение в будущем. Таким образом исследователи модифицировали классический бихевиористский «закон эффекта» Торндайка, показав, что для модификации поведения человека (в отличие от животных) отрицательные стимулы играют большую роль. Полностью с результатами работы можно ознакомиться в журнале Cognition.

В эксперименте студентов разделили на две группы. Первой группе через наушники транслировали звуки щелчков и шумов. В каждой пробе они должны были определить, в  каком из наушников прозвучало больше щелчков – правом или левом. Второй группе демонстрировались вспышки света на экране. Их задачей было установить, где они видели больше вспышек – с правой или левой стороны экрана. Количество щелчков и вспышек с обеих сторон было случайным и почти равным, что постоянно держало испытуемых студентов в состоянии неопределенности по поводу правильности принятого ими решения. Они не могли самостоятельно достоверно узнать, был ли их выбор верным или нет.

За любое верное решение экспериментаторы в случайном порядке награждали студентов монетой достоинством в 5, 10, 15, 20 или 25 центов. В случае ошибочного решения одну монету отбирали назад. Ее номинал также определялся совершенно случайно.

Оказалось, что студенты были склонны в условиях неопределенности повторять предыдущий успешный выбор. И частота повторного выбора напрямую зависела от размера вознаграждения. Иными словами, если студент выбирал правый наушник и получал за это 25 центов, то в 9 случаях из 10 он вновь выбирал правый наушник. В то же время, если ему платили только 5 центов, то повтор решения наблюдался лишь в 5 случаях из 10.

Однако если студента штрафовали, отбирая монету любого достоинства – это практически всегда приводило к смене выбора в следующей пробе. Причем описанные эффекты были в равной степени присущи обеим экспериментальным группам, что свидетельствует об их независимости от модальности сигналов.

По мнению экспериментаторов,  их работа поможет скорректировать один из фундаментальных законов научения – предложенный еще в конце XIX века бихевиористом Эдвардом Торндайком «Закон эффекта». В общем виде он гласит, что любое поведение, которое получило подкрепление в виде удовольствия, с высокой вероятностью вновь будет воспроизведено.  Если же в ответ на какое-либо поведение возникает неудовольствие, то вероятность его повторения постепенно снижается. В обоих случаях скорость закрепления эффекта зависит от силы стимула.

Новое же исследование американских нейробиологов свидетельствует, что существует асимметрия между прямо пропорциональной зависимостью частоты поведенческих актов от силы положительного стимула, и практически плоским эффектом от негативных стимулов, которые независимо от своей силы в равной степени быстро и эффективно модифицируют поведение испытуемых.

Ученые полагают, что поощрение и наказание – это два фундаментально отличных фактора в управлении поведением, а не две стороны одной медали, как считалось ранее. В будущем они планируют выявить нейрофизиологические корреляты (объективные индикаторы - анатомические структуры или физиологические процессы), специфические для каждого из факторов по отдельности.

Как классические, так и новейшие бихевиористские исследования активно применяются в разработке гэймплея видеоигр и многопользовательских онлайн-игр, особенно, если в их вымышленном мире используются реальные деньги.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Геологи отодвинули начало тектонического движения плит на 500 миллионов лет назад