Группа чилийских астрономов обнаружила необычные шаровые звездные скопления, вращающиеся вокруг галактики Центавр А. Объекты обладают неожиданно большой массой, что можно объяснить лишь большим количеством темной материи в ней или наличием сверхмассивных черных дыр. Исследование будет опубликовано в Astrophysical Journal, а кратко с ним ознакомиться можно в пресс-релизе Южной Европейской Обсерватории.
Галактика Центавр А занимает пятое место по яркости на ночном небе, большим видимым блеском обладают лишь Магеллановы Облака, туманность Андромеды и галактика Треугольника. Вместе с тем эта галактика довольно близка к Млечному Пути, нас разделяют «всего» 10-16 миллионов световых лет. Центавр А относится к эллиптическим галактикам, вокруг нее вращается более двух тысяч шаровых звездных скоплений, которые и привлекли внимание исследователей
С помощью Очень Большого Телескопа, установленного в Чили, авторы работы наблюдали за 125 звездными скоплениями. Анализ ученые проводили с помощью спектрографа FLAMES, способного одновременно собирать спектральные данные с более чем 130 объектов, направляя свет от них по разным оптоволоконным каналам.
В большинстве исследованных шаровых скоплений наблюдалась ожидаемая зависимость: чем массивнее объект, тем он ярче и тем больше в нем звезд. Однако ряд кластеров оказался во много раз массивнее, чем того можно было ожидать исходя из их блеска. Причем чем более массивными были необычные скопления, тем большая часть их массы была темной. По словам авторов, это не согласуется с привычными представлениями о том, что шаровые скопления практически лишены темной материи.
Одной из возможных причин явления, которые предлагают авторы работы, является наличие в скоплениях черных дыр. Однако никаких прямых подтверждений этому нет. Подводя итог, глава исследовательской группы подчеркивает, что он и соавторы нашли новый тип шаровых скоплений, показывающий, что данные о механизмах образования подобных объектов далеки от полноты. Понимание устройства и механизма их возникновения позволит лучше узнать о том, как развиваются галактики.
Как развитие технологий позволило нащупать «топологическое решение» загадки шизофрении
Шизофрения — одна из самых загадочных и сложных болезней человека. Уже более ста лет ученые пытаются понять причины ее возникновения и найти ключ к терапии. Пока эти усилия не слишком успешны: до сих пор нет ни препаратов, которые могли ли бы ее по-настоящему лечить, ни даже твердого понимания того, какие молекулярные и клеточные механизмы ведут к ее развитию. О том, как ученые бьются с «загадкой шизофрении» мы уже неоднократно писали: сначала с точки зрения истории психиатрии, затем с позиции классической генетики (читателю, который действительно хочет вникнуть в суть проблемы, будет очень полезно сначала прочитать хотя бы последний текст). На этот раз наш рассказ будет посвящен новым молекулярно-биологическим методам исследования, которые появились в распоряжении ученых буквально в последние несколько лет. Несмотря на сырость методик и предварительность результатов, уже сейчас с их помощью получены важнейшие данные, впервые раскрывающие механизм шизофрении на молекулярном уровне.