Найдены доказательства асимметричности взрыва сверхновой

Астрономы из Университета Калифорнии обнаружили, что взрыв сверхновой SN 1987А, наблюдавшийся в 1987 году в Большом Магеллановом облаке, был несимметричным. В результате взрыва оболочка звезды начала двигаться в одну, а оставшийся материал (нейтронная звезда или черная дыра) в другую сторону. Работа опубликована 8 мая в журнале Science, а кратко ознакомиться с ее содержанием можно на сайте Jet Propulsion Laboratory.

Анимация SN1987A из фотографий, сделанных телескопом «Хаббл»

Долгое время считалось, что облака, образовавшиеся в результате взрыва, должны располагаться симметрично вокруг остатка звезды, поскольку и сама звезда является сферически симметричным объектом. В 2012 году в выброшенном объектом веществе с помощью спектрографического анализа в рентгеновском диапазоне были обнаружены изотопы титана-44. Авторы использовали его излучение в качестве метки, позволяющей напрямую определить скорость и направление распространения вещества, выброшенного сверхновой.

Основой работы стали данные, полученные обсерваторией NuSTAR — это первый орбитальный телескоп, работающий в жестком рентгеновском диапазоне. Сложность детектирования рентгеновского излучения состоит в отсутствии привычной нашему пониманию оптики, способной его фокусировать. Вместо преломления, рентгеновское излучение в телескопе несколько раз отражается и за счет этого собирается и анализируется в детекторе.

Авторы исследовали красное смещение характерных линий, излучаемых титаном-44. Оказалось, что вещество, выброшенное звездой, движется в направлении от Земли со скоростью 700 километров в секунду. Такую высокую скорость сложно объяснить чем-либо кроме асимметричности взрыва. Согласно модели такого взрыва, остаток звезды (например, нейтронная звезда или черная дыра), предположительно двигается сейчас в противоположном направлении.

Ранее тем же коллективом авторов были обнаружены свидетельства несимметричности взрыва сверхновой Кассиопеи А. Вывод об этом был сделан на основании аналогичных данных, однако направленность взрыва была не столь выраженной. Дальнейшее исследование остатков сверхновых может лучше прояснить вопрос — является ли SN 1987A исключением, или же несимметричность является характерной чертой отдельной группы сверхновых.

Свет вспышки SN 1987A достиг Земли 23 февраля 1987 года и на данный момент эта сверхновая — самая близкая из всех наблюдавшихся с момента изобретения телескопа. Вспышка произошла в Большом Магелановом Облаке — галактике-спутнике Млечного Пути, находящейся на расстоянии 160 тысяч световых лет от нас.

Проверочный тест для третьего модуля