Лучшее 2015: В обновленном БАКе прошли первые столкновения протонов

Сегодня в полвосьмого утра по Москве прошли первые столкновения протонов в Большом Адронном Коллайдере после двухлетнего перерыва на техобслуживание. Об этом сообщает пресс-релиз на сайте CERN.

Столкновения пучков протонов с энергией 450 гигаэлектрон-вольт (пока в 14,5 раз меньше максимальной плановой) произошли в детекторах четырех экспериментов БАК: ALICE, ATLAS, CMS И LHCb. Эта энергия соответствует начальной энергии протонов, с которой те поступают в ускоритель из Протонного суперсинхротрона. Цель этих первых столкновений — калибровка детекторов.

Каждое из низкоэнергетических столкновений вызывает ливень частиц, попадающих на детекторы. Команды экспериментаторов используют эти события для проверки субдетекторов. В частности, реконструируя пути, по которым движутся частицы, исследователи могут уточнить синхронизацию элементов детекторов.

Хотя первый пучок протонов с энергией в 6,5 тераэлектрон-вольт был успешно получен в ускорителе уже в прошлом месяце, требуется еще множество различных тестов, чтобы удостовериться в его стабильности. Команда коллайдера проверяет каждый компонент, каждую систему и алгоритм, чтобы к моменту, когда произойдут первые высокоэнергетичные столкновения с энергией 13 тераэлектрон-вольт, не обнаружилось никаких сбоев или ошибок.

В течение двух лет, в ходе которых коллайдер был остановлен на техобслуживание, команда инженеров БАКа установила дополнительное оборудование 15 из 1232 дипольных магнитов. Предполагается, что первые столкновения с плановой энергией произойдут уже в июне этого года.