Исследователи из MIT засняли на высокоскоростную рентгеновскую камеру работу внутренних органов жука-бомбардира во время его стрельбы горячей токсичной жидкостью. Это позволило в деталях понять механику генерации выстрела и объяснить, каким образом сами жуки остаются при этом целыми. Результаты работы опубликованы в Science.
Жуки-бомбардиры из подсемейства жужелиц Brachininae способны прицельно выстреливать из желез в задней части брюшка саморазогревающейся, токсичной смесью химических веществ. Ее температура может достигать 100 градусов по Цельсию, а скорость выброса 10 м/с. Один выстрел длится от 8 до 17 мс, и состоит из 4-9 непосредственно следующих друг за другом импульсных выбросов.
Общая химия и механика процесса выстрелов уже в достаточной степени известны. Однако оставалось загадкой - как при таких «баллистических» характеристиках жуков, их самих не разрывает изнутри. Новое исследование, благодаря использованию синхротронной рентгенографии и высокоскоростной съемки, дало ответ на этот вопрос.
Бомбардиры обладают двумя симметрично-расположенными железами внутренней секреции, соединенными посредством длинных каналов с собственными резервуарами. Туда выделяется смесь гидрохинонов и пероксида водорода. Каждый резервуар связан с реакционной камерой меньшего размера, обладающей плотными, толстыми стенками. В них содержится каталаза и пероксидаза. Во время выстрела стенки резервуаров сжимаются, и смесь реагентов поступает в реакционную камеру. Там из пероксида водорода образуется атомарный кислород, а гидрохиноны превращаются в бензохинон. Обе реакции экзотермические и вызывают разогрев жидкости до 100 градусов. Кислород в реакционной камере резко увеличивает объем вещества и его давление, в результате чего оно выбрасывается наружу через отверстия на кончике брюшка.
Детальная
запись процесса показала, что импульсные выбросы во время выстрела
контролируются специализированными, прилегающими
друг к другу структурами из кутикулы – гибкой мембраной и клапаном.
Эти структуры связывают резервуар и камеру наподобие управляемого с помощью обратной связи сфинктера. Реагенты
свободно проникают в реакционную камеру, но по мере роста давления внутри нее,
мембрана растягивается и закрывает клапан. Поступление реагентов прекращается.
После выброса жидкости мембрана расслабляется, и клапан вновь открывается. Этот
процесс продолжается по кругу до тех пор, пока не истощатся все реагенты. В
совокупности, это позволяет жукам-бомбардирам стрелять в пять раз быстрее
других насекомых, использующих сходный механизм защиты.
Более того, обнаруженная пульсовая механика выстрела защищает реакционную камеру от повреждений и дает ей время на охлаждение. Реакционная камера остается достаточно жесткой и практически не растягивается, что позволяет сохранять высокую температуру жидкости и накапливать давление для выстрела, в то время как дополнительные регулирующие структуры растягиваются и двигаются, дозируя поступление химикатов и не давая реакциям выйти из под контроля.
Ученые полагают, что механика «системы стрельбы» жуков-бомбардиров послужит бионическим прототипом для технических импульсных систем.
Science назвал десятку главных событий 2024 года
Ежегодно журнал Science, вслед за коллегами из Nature, подводит итоги уходящего года. Редакция составляет список из десяти научных событий и выделяет одно из них как особо выдающееся. В прошлом году важнейшим открытием стали агонисты глюкагоноподобного пептида-1, среди которых семаглутид или «Оземпик», а в 2022 — полет JWST (без телескопа, к слову, не обошлось и в этот раз).