Студент обнаружил у стегозавров вторичные половые признаки

Бакалавр Принстонского университета (а ныне магистр Бристольского) обнаружил, что костяные пластины, находившиеся у стегозавров на спине и в области хвоста, отчетливо делятся на два типа. К первому относятся длинные, вытянутой формы пластины, а ко второму – более широкие, овальной формы. Вторые, в среднем, почти на половину больше первых. По его мнению, различие в размерах и морфологии пластин может быть объяснено только половым диморфизмом. Полностью с результатами работы можно ознакомиться в журнале PLOS ONE.

В ходе раскопок единственного известного в мире «кладбища» стегозавров в американском штате Монтана, было обнаружено множество скелетов гесперозавров. Все они принадлежали к одному виду, занимали одну экологическую нишу и проживали на одной территории.  Тем не менее,  их можно было четко разделить на две группы – по ширине и форме спинных и хвостовых костяных пластин.

Чтобы исключить возможность того, что морфологические особенности пластин объясняются возрастом обнаруженных особей, их внутреннее строение изучили с помощью медицинского томографа и микроскопа. Было установлено, что во всех случаях костная ткань к моменту гибели динозавра уже прекратила свой рост, то есть все пластины принадлежат взрослым, сформировавшимся особям. Единственным возможным объяснением столь выраженного анатомического различия, по мнению автора статьи, может быть только половой диморфизм.

Половой диморфизм – отличие самцов от самок по вторичным половым признакам (размеру, окраске, анатомическим особенностям) – присущ многим ныне живущим на земле животным. В ряде случаев, как, например, грива льва или рога оленя, они особенно ярко выражены. Однако среди рептилий, в том числе и динозавров, половой диморфизм встречается редко. Ряд авторитетных палеонтологов считает, что это первое исследование, где наличие вторичных половых признаков убедительно обосновано.

Сам исследователь высказал гипотезу, что более широкие и массивные пластины принадлежат мужским особям, так как в дикой природе мужской пол больше инвестирует в декорирование своей внешности для привлечения половых партнёров (например, павлины). А узкие пластины более пригодны для защиты от хищников и, скорее всего, принадлежат женским особям.

Стегозавры – род позднеюрских травоядных динозавров. Благодаря шипам на конце хвоста и 17 костяным пластинам на спине стегозавры являются одним из самых узнаваемых ящеров. Эти пластины не были выростами каких-либо внутренних костей и, вероятно, были подвижны и могли менять угол наклона. В среднем размер каждой пластины составлял 60 на 60 сантиметров. Их расположение долго было предметом спора; лишь в настоящее время научное сообщество пришло к консенсусу, что пластины образовывали два ряда на спине животного, при этом пластины одного ряда росли напротив промежутков в другом ряду.

Относительно принадлежности гесперозавров к роду стегозавров ведутся споры, однако ряд последних исследований рассматривает гесперозавра как младший синоним рода стегозавров.