Историки искусства в сотрудничестве с физиками обнаружили ранее неизвестные детали написания картины Рембрандта ван Рейна «Сусанна и старцы». При помощи нескольких методов сканирования они показали, как от версии к версии менялись позы главных героев и детали обстановки. Исследование опубликовано в Journal of Analytical Atomic Spectrometry.
Картина «Сусанна и старцы» изображает ветхозаветный сюжет, связанный с первым появлением пророка Даниила. На ней к Сусанне пристают два старца, подглядывавшие за ней, пытаясь склонить ее к прелюбодеянию, шантажируя при этом ложными обвинениями в случае отказа. Следуя оригинальной истории, Сусанна откажет старцам и будет обвинена во встрече с любовником. Лишь появление пророка Даниила спасет женщину от казни: он проведет перекрестный допрос старцев, который вскроет их обман, и обвинения будут сняты.
В исследовании использовались две техники - авторадиография с нейтронной активацией и рентгенофлуоресцентный анализ (РФА). Изображения, полученные при помощи портативного РФА-сканера, сравнили с результатами авторадиографии, проведенной в лабораторных условиях. В результате ученым удалось восстановить химический состав красок и пигментов. Даже если картина частично или полностью была перерисована, новые методы позволили определить, что было изображено на ней раньше.
Данные по распределению свинца и ртути позволили увидеть, что на первых версиях картины руки старца, стоящего ближе к Сусанне, были расположены иначе. Ладонь его правой руки была или открыта, или расположена несколько выше, в то время как левая рука, возможно, касалась тела женщины. Позу Сусанны художник также корректировал. Кроме того, по следовым количествам кобальта, содержащегося в смальте - ярко-синей краске, ученые выяснили, что изначально на фоне картины было видно чистое небо, а здание было значительно ниже.
Авторадиография с нейтронной активацией является самым распространенным инструментом для определения некоторых пигментов - угля, янтаря, медного зеленого и синего, смальты, киновари. Но она «не видит» кальций, железо и свинец. Также это единственный метод для определения фосфора, содержащегося в угле в виде примеси. Обе техники позволяют увидеть отдельные мазки, что помогает разобрать использованную художником технику.
Авторадиография с нейтронной активацией требует лабораторных условий, в которых картина должна находиться на протяжении нескольких недель. Кроме того, только ограниченное количество элементов видны на авторадиограммах - марганец, медь, мышьяк, кобальт, ртуть и фосфор. Однако авторадиография с нейтронной активацией обеспечивает лучшее разрешение изображения и меньше подвержена абсорбции в верхних слоях, что позволяет определять наличие фосфора в нижних.
РФА-сканер способен определить любые элементы, следующие за кремнием в таблице. Этод метод портативен: исследование можно проводить прямо в музее, но он не позволяет качественно разделить сигналы от некоторых элементов. Также РФА анализ на данный момент является самым быстрым методом исследования. Ученые рассчитывают чаще использовать эту технику в будущем, чем авторадиографию. Однако у последней есть существенное преимущество: с ее помощью можно определять элементный состав в разных слоях.
Искусствоведы не в первый раз прибегают к помощи физиков для изучения истории картин. Так, два года назад эта же группа специалистов выяснила,что картина «Портрет пожилого человека» была написана поверх другого портрета.
Алжирский научный журнал Journal of Fundamental and Applied Sciences отозвал сразу 434 научные статьи из трех номеров журнала — это самый массовый единовременный отзыв статей за время существования популярного блога Retraction Watch, который рассказывает эту историю.