В Испании обнаружили останки ранних европейских Homo

Испанские археологи обнаружили свидетельства проживания ранних людей вне Африки в период раннего плейстоцена. Статья опубликована в журнале Journal of Human Evolution.

Среди ископаемых были образцы олдувайских инструментов и нижняя челюсть,которая, по словам ученых, принадлежала Homo antecessor. Одновременно найденные останки травоядных млекопитащих сохранили следы забоя. Все останки датируются 1,2-1,1 миллионами лет. В датировании использовались методы палеомагнетизма, тестирование космогенных нуклидов и биостратиграфия. Результаты датировки ученые считают самыми точными из полученных за все время изучения проживания людей на территории Европы.

Результаты говорят о присутствии ранних людей на территории Западной Европы. Ранее, палеонтологи обнаружили присутствие Homo ergaster, относящегося к этому периоду, на территории Южной и Восточной Африки. Останки, найденные испанскими учеными в Sima del Elefante (место археологических раскопок в Сьерра-де-Атапуэрка), говорят о проживании ранних представителей рода Homo вне Африки.

Во время раскопок также удалось обнаружить артефакты, относящиеся к периоду позднего, но не среднего плейстоцена. Из этого авторы новой работы делают вывод о том, что в данное время оледенение достигло критической отметки, когда люди вынуждены были переселиться в более комфортный климат, но вернулись в Сьерра-де-Атапуэрка после окончания оледенения.

На сегодняшний день самые древние свидетельства жизни людей на территории Европы были зарегистрированы только в трех местах: останки  Homo georgicus  и каменных инструментов в Дманиси (Грузия) — 1.8 милионов лет, следы человека в Хэйсборо (Норфолк, Великобритания) — 1.78 миллионов лет и артефакты в Унтермасфельде (Германия) — 1.07 миллионов лет.