Исследователи гиббонов разобрались в оттенках «ху»

Ученые впервые проанализировали сложную звуковую коммуникацию белоруких гиббонов и выяснили, что эти приматы в зависимости от раздражителя используют различные варианты звука «ху». Результаты исследования опубликованы в BMC Evolutionary Biology.

Белорукие гиббоны известны своими громкими и привлекающими внимание песнями. Однако, они также способны издавать тихие звуки, которые практически неразличимы человеческим ухом и сложны для записи и анализа.
Исследователи нашли зависимость между раздражителем и звуком, который издаёт гиббон. Тонкие отличия в звуковых сигналах позволяют гиббонам идентифицировать разные виды хищников, сообщать о найденной пище и появлении соседей.
«Особенности вокализации гиббонов представляют большой интерес для исследования эволюции вокальной коммуникации низших приматов и, возможно, эволюции человеческой коммуникации», — объясняет доктор Эстер Кларк, ведущий автор исследования.

Ученые провели около четырех месяцев, наблюдая за группами гиббонов в лесах на северо-западе Тайланда. Из собранных записей было выделено более 450 вариантов звука «ху». Используя ступенчатый дискриминантный анализ, исследователи установили связь звуковых сигналов и условий, при которых эти сигналы были записаны.

Звуковые сигналы для обозначения присутствия хищников были короткими и находились в частотном диапазоне ниже одного килогерца. Для обозначения тигра и леопарда приматы использовали очень похожие звуки. Это позволяет предположить, что гиббоны воспринимают данных хищников как принадлежащих к одному и тому же классу «больших кошек».
Исследователи считают, что данная работа имеет прямое отношение к продолжающейся дискуссии о происхождении человеческой речи, поскольку именно способность воспроизводить раздражитель-зависимые звуковые сигналы является критичной для привлечения внимания сородича к внешнему событию.

Ученые из университета Эмори (Атланта, США) показали, что индол – вещество, вырабатываемое кишечными бактериями – улучшает функциональные показатели у старых животных и, таким образом, обеспечивает более здоровую старость, при этом не влияя на максимальную продолжительность жизни. Эффект воспроизвели на нематодах, мушках-дрозофилах и мышах. Кроме того, индол увеличил сопротивляемость стрессу и выживаемость после облучения у молодых мышей. Исследователи предполагают, что их открытие в перспективе поможет улучшить качество жизни пожилых людей и сократить расходы на здравоохранение. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.