Сотрудники Национальной лаборатории Сан Грассо в Италии объявили о первых результатах работы детектора CUORE (Cryogenic Underground Observatory for Rare Events). В течение двух лет одна из 19 «башен» детектора собирала информацию о редком явлении в ядерной физике: безнейтриновом двойном бета-распаде. Целью этого предварительного эксперимента была проверка работоспособности инструмента.
Помимо технических данных, ученым удалось получить некоторую информацию и о исследуемом явлении. Так, по новым результатам сузился диапазон масс, в котором следует искать
, «уменьшив размер стога, в котором предстоит искать иголку». К концу нынешнего года не одна, а все 19 «башен» детектора будут запущены, что должно увеличить чувствительность системы в 20 раз.
Основной составляющей частью CUORE являются кристаллы оксида теллура, охлажденные до температуры в 10 тысячных градуса от абсолютного нуля. Ядра этого вещества могут вступать в двойной бета-распад, точнее, в одну из его модификаций. В первом случае при распаде выделяется также нейтрино и антинейтрино, это «обычный» процесс, который происходит чаще всего. Во втором случае происходит «безнейтринный» распад. В последнем случае, как полагают ученые, должно образовываться «нейтрино Майорана», которое является одновременно и частицей и анти-частицей. Исследуя его, можно объяснить, почему во Вселенной материи больше, чем антиматерии.
Безнейтринный двойной бета-распад происходит крайне редко. По расчетам — реже, чем раз в септиллион (триллион триллионов) лет на одно ядро. Для того, чтобы его детектировать, в CUORE собрано порядка 50 септиллионов ядер теллура. По характерному изменению их температуры в ходе распада ученые надеятся обнаружить нейтрино Майорана.
Детектор CUORE расположен под километрами камня Аппенинских гор для изоляции от космических лучей. Он признан «самым холодным пространством, искусственно созданным на земле». Впервые CUORE был запущен в 2003 году.
Узнайте, как число ученых зависит от финансирования
В России сегодня отмечают День науки, но тех, кого нужно поздравлять с этим праздником, все меньше и меньше — с 2000 года занятых в науке стало меньше почти на 180 тысяч человек, и сегодня исследованиями и разработками в стране занимаются чуть более 700 тысяч человек. Последние годы затраты на науку в России оставались на уровне 1—1,1 процента ВВП. Это существенно меньше, чем расходы других развитых стран, скажем, Израиль тратит на науку 4,3 процента ВВП, Германия — 2,9 процента, США — 2,7 процента.Мы предлагаем вам попробовать себя в роли доброго (или злого) волшебника: выберите, какую долю ВВП России вы согласны потратить на науку, и наш калькулятор предскажет, сколько в этом случае будет ученых в нашей стране. А если вы хотите узнать, как это делают социологи, читайте этот блог.